Русские народные праздники. Рыбачева Л.В - 34 стр.

UptoLike

Рубрика: 

34
- А какая картинка связана у Вас сейчас с Рождеством? Природа,
городской пейзаж?
- Природа, конечно , ведь речь идет о явлении органичном, именно
природном. Когда на картине природа, само явление становится вечным,
во всяком случае вневременным.
- Ваш подход к евангельским темам, как Вы говорите, общехристианский ,
но сосредоточенность на Рождестве уже некий выбор. Ведь в
западном христианстве именно это главный и любимейший праздник, а
в восточном Пасха.
- В этом-то вся разница между востоком и западом. Между нами и ними. У
нас пафос слезы. В Пасхе главная идея слеза.
- Мне представляется, главное различие - в западном рационализме и
восточной мистичности. Одно дело родиться, что каждому дано,
другое дело воскреснуть: тут чудо.
- Да, да, это тоже . Но в основе всего чистая радость Рождества и…
- Радость через страдание .
- Поэтому у Пастернака куда более сногсшибательные стихотворения
стихи о Распятии, про Магдалену. Я думаю , что источник стихотворения
про Магдалену у Пастернака тот же итальянская живопись. В
отечественной живописи это , конечно, икона. В рождественском
стихотворении у Пастернака вообще много всего : и итальянская
живопись, и Брейгель , какие - то собаки бегут и так далее. …Я думаю ,
источником была прежде всего итальянская живопись.
- А кому, по - вашему, в русской литературе удавалась евангельская,
библейская тема .
- Соллогубу, может быть. Замечательные переложения у Ломоносова,
Тредиаковского . Но в целом традиции в нашей изящной словесности,
конечно , нет.
*П.Вайль - литературовед
И. Шмелёв. Масленица .
Масленица… Я и теперь чувствую это слово .
Оттепели все чаще, снег маслится . С солнечной стороны висят сосульки.
Прощай , зима! И вот проступают звёзды . Ветерок сыроватый, мягкий , пахнет
печёным хлебом, вкусным березовым дымком, блинами. От мучника провезли
муку. Привезли и сухих дров, берёзовых. Уж и поедим мы блинков!
Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь . На
сковородках блины пекутся и, румяные, кладутся в стопки. Пар идет от блинов
винтами. Я смотрю , как складывают блины в четвёрку, макают в горячее масло
и чавкают.
                                          34
   - А ка ка я ка рт инка связа на у Ва с  се йча с с Рож д е ст вом? П рирод а ,
     город ской пе йза ж ?
   - Природа, коне чно, ве дь ре чь иде т о я вле нии органичном, име нно
     природном. К огданакартине природа, само я вле ние становится ве чны м,
     во вся ком случае вне вре ме нны м.

   - Ва ш под х од к е ва нге л ьскимт е ма м, ка к Вы говорит е , общ е х рист иа нский,
     но сосре д от оче нност ь на Рож д е ст ве – уж е не кий выбор. Ве д ь в
     за па д номх рист иа нст ве име нно эт о – гл а вный и л юбиме йш ий пра зд ник, а
     в вост очном– П а сх а .
   - В этом-то вся разниц аме жду востоком и западом. М е жду нами и ними. У
     нас– пафоссле зы . В Пасхе главная иде я – сле за.

   - М не пре д ст а вл яе т ся, гл а вное ра зл ичие - в за па д ном ра циона л изме и
     вост очной мист ичност и. Од но д е л о – род ит ься, чт о ка ж д ому д а но,
     д ругое д е л о – воскре снут ь: т ут чуд о.
   - Д а, да, это тоже . Н о в основе все го – чистая радость Рожде стваи…
   - Ра д ост ь че ре з ст ра д а ние .
   - Поэтому у Пасте рнака куда боле е сногсш ибате льны е стихотворе ния –
     стихи о Распя тии, про М агдале ну. Я думаю , что источник стихотворе ния
     про М агдале ну у Пасте рнака тот же – италья нская живопись. В
     оте че стве нной живописи это, коне чно, икона. В рожде стве нском
     стихотворе нии у Пасте рнака вообщ е много все го: и италья нская
     живопись, и Бре йге ль, какие -то собаки бе гут и так дале е . … Я думаю ,
     источником бы лапре жде все го италья нская живопись.

  - А кому, по-ва ш е му, в русской л ит е ра т уре уд а ва л а сь е ва нге л ьска я,
      библ е йска я т е ма .
  - Соллогубу, може т бы ть. Заме чате льны е пе ре ложе ния у Л омоносова,
      Т ре диаковского. Н о в ц е лом традиц ии в наш е й изя щ ной слове сности,
      коне чно, не т.
*П.В айль - лите ратурове д

И. Ш ме лёв. М асле н ица.

      … М асле ниц а… Я и те пе рь чувствую это слово.
      О тте пе ли все чащ е , сне гмаслится . С солне чной стороны вися тсосульки.
Прощ ай, зима! И вот проступаю т звёзды . В е те рок сы роваты й, мя гкий, пахне т
пе чёны м хле бом, вкусны м бе ре зовы м ды мком, блинами. О т мучника прове зли
муку. Приве зли и сухих дров, бе рёзовы х. У ж и пое дим мы блинков!
      … Ш ирокая пе чь пы лае т. Д ве стря пухи не поспе ваю т пе чь. Н а
сковородках блины пе кутся и, румя ны е , кладутся в стопки. Пар иде тотблинов
винтами. Я смотрю , как склады ваю тблины в че твёрку, макаю тв горя че е масло
и чавкаю т.