Философия: семинарские занятия. Практикум. Самохин К.В - 13 стр.

UptoLike

Рубрика: 

13 Нерсесянц В.С. Античная философия. М., 1976.
14 Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1984.
15 Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой филосо-
фии: Учеб. пособие. М., 1996.
16 Сенека Л.А. Нравственные письма к Луциллию. М., 1972.
17 Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974.
Т е м а 4 ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
1 Основные черты христианского мировоззрения. Теоцентризмсистемообразующий принцип
философии средневековья.
2 Патристикапервый этап развития философии в средние века:
а) апологетика (Тит Флавий Климент, Тертуллиан);
б) классическая патристика (Августин Блаженный).
3 Особенности средневековой схоластики:
а) спор об универсалиях (номиналисты, реалисты, концептуалисты);
б) философские системы Боэция, П. Абеляра, Фомы Аквинского;
4 Развитие философии в Византии.
5 Арабо-мусульманская философия (калам, суфизм, фалсафа).
Средневековая философия занимает длительный период времени, но, несмотря на это, на всем ее
пятнадцативековом этапе развития ей были присущи специфические черты, которые в основном соот-
носятся с принципом теоцентризма. В данном случае имеются в виду социальные условия формирова-
ния философского учения, его двойственный характер (теология и рационализм), дуалистичность ан-
тропологии (душа и тело человека), иррационализм гносеологии (способы познания были связаны с ве-
рой, интуицией, озарением). Сам принцип теоцентризма пронизывал онтологию через идею креациониз-
ма, антропологиючерез идею антропоцентризма, гносеологиючерез идею богоуподобления, филосо-
фию историичерез идеи провиденциализма и эсхатологии. Раскрытие этих понятий и даст в совокуп-
ности характеристику теоцентризма в целом.
Второй вопрос предполагает рассмотрение в развитии следующих проблем: тринитарной, соотно-
шения веры и разума, понимания истории как движения к определенной цели, свободы воли человека и
возможности спасения его души, зла в мире и его соотношения с божественной благодатью. Следует за-
метить, что у патристики был еще и третий этап развития, который логично рассмотреть подробнее в
рамках византийской философии.
Раскрывая третий вопрос, необходимо обратить внимание на смену акцентов в проблематике, зало-
женной еще в период патристики. Ярким примером в данном случае будет рассмотрение спора об уни-
версалиях. Если говорить об учениях Боэция, П. Абеляра и Фомы Аквинского, то следует отметить их
роль в становлении категориального аппарата философии и выведении на первый план проблем соот-
ношения веры и разума, теологии и науки.
Ответ на четвертый вопрос может быть очень объемным по содержанию, и чтобы "не утонуть в мо-
ре имен и философских идей", следует сосредоточиться на рассмотрении особенностей византийской
философии и трех ее основных проблемах: идее творения, идее двоякого восприятия мира, идее духов-
ного содержания человека и связи в нем души и тела. Итог в данном вопросе можно подвести анализом
философской системы Иоанна Дамаскина.