Философия: семинарские занятия. Практикум. Самохин К.В - 22 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Марксистская философия
1 Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ. М., 1994.
2 Макаренко В.П. Марксизм: идея и власть. Ростов н/Д, 1992.
3 Маркс К. Послесловие ко второму изданию I тома "Капитала" // Соч. 2-е изд. Т. 23.
4 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Соч.
2-е изд. Т. 42. С. 86–99, 113–127.
5 Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избр. филос. произв.
М., 1956. Т. 1.
6 Фромм Э. Концепция человека у Маркса // Душа человека. М., 1992. С. 375–414.
Т е м а 8 ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ вв. ФИЛОСОФИЯ ХХ в.
1 Сциентизм как тип философствования:
а) позитивизм и его формы ("первый позитивизм" – О. Конт, Г.Спенсер; "второй позитивизм" –
эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса; третья стадиялогический позитивизм или
неопозитивизмЛ. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап; постпозитивизмК. Поппер);
б) феноменология (Э. Гуссерль);
в) прагматизм (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, У. Джемс);
д) структурализм (К. Леви-Стросс) и поструктурализм.
2 Антисциентизм как философское направление:
а) персонализм (Ж. Маритен, Э. Мунье);
б) экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр);
в) "философия жизни" (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей);
д) постмодернизм (Ж.Деррида);
е) психоанализ (фрейдизм, неофрейдизм, постфрейдизм).
3 Переосмысление явлений культуры в герменевтике (Х.-М. Гадамер, П. Рикер) и неокантианстве
(Баденская школаВ. Виндельбанд,
Г. Риккерт; Марбургская школаГ. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер).
Философия конца XIX – XX вв. чаще всего в современной литературе именуется постклассической.
Это означает, что она подвергла критике те установки, которые вырабатывались в течение длительного
периода предыдущими философскими школами. Итог этому развитию подвели мыслители немецкой
классической школы. Они в своих воззрениях твердо верили в силу и целесообразность разума, в мощь
индивидуального сознания. Формирование и совершенствование разума должно опираться на триаду,
состоящую из научного познания, просвещения масс, демократию. В дальнейшем эти компоненты фи-
лософского знания либо видоизменялись, либо отрицались вообще. В конце XIX – XX вв. уже нет тако-
го жесткого противостояния материализма и идеализма, которое наблюдалось в предыдущее время, бо-
лее того прослеживается тенденция к диалогу и синтезу ряда современных направлений, их открытости
и взаимообогащению. В сферу философского познания в этот период включаются все новые и новые
вопросы, что значительно расширяет предмет философии. Классификация школ и направлений по-
стклассической философии еще четко не представлена. Наиболее известны два ее вида:
1 Рационализм и иррационализм.
Рационалистические школы представлены позитивизмом и его формами.
Иррационалистическое направление включает философию жизни, психоанализ, экзистенциа-
лизм, современную религиозную философию и постмодернизм.
2 Сциентизм и антисциентизм.
В плане семинара использован второй вид классификации. При характеристике учений сциентист-
ского и антисциентистского типа следует учитывать изложенные выше особенности и использовать
план, предложенный в рекомендациях к теме 2.