ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
г) философское направление, стремящееся достигнуть особой области философского знания об
актах сознания и их содержании, наука о предметах, постижимых эмпирическим путем.
Список литературы
1 Андреев Л. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.
2 Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 г. М., 1969.
3 Додельцев Р.Ф. Концепция культуры Зигмунда Фрейда. М., 1989.
4 Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX начала XX вв. М., 1988.
5 Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в.: Учеб. пособие. В 2 т. М., 1994.
6 Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
7 Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. М., 1985.
8 Соколов А.Н., Солонин Ю.Н. Предмет философии и обоснование науки. СПб., 1993.
9 Уткина Н.Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России. М., 1975.
Т е м а 9 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1 Зарождение русских философских взглядов в IX – XIII вв. (митрополит Иларион, Кирилл Туров-
ский, Владимир Мономах).
2 Становление национального самосознания (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Филофей, Ю. Кри-
жанич, А. Курбский).
3 Философское осмысление науки и культуры в XVIII – первой половине XIX вв.:
а) русское Просвещение (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев);
б) осознание пути России (западники, славянофилы, почвенники).
4 Развитие самостоятельной русской философии:
а) русская религиозная философия;
б) русский космизм.
Русская философия развивалась одновременно и в русле сотрудничества и в определенной оппози-
ции к западной философии. Сотрудничество заключалось в становлении общей проблематики, исполь-
зовании общего категориального аппарата и в отдельных случаях в прохождении одинаковых этапов.
Оппозиционность русской философии проявлялась в основном в концентрации внимания на духовной
проблематике человека и поиске пути развития собственного народа.
При характеристике первого и второго вопросов семинарского занятия следует учитывать следую-
щие особенности этих периодов развития русской философии: отсутствие ее самостоятельного статуса,
тесное взаимодействие с процессом христианизации, частое проявление философских идей в произве-
дениях литературы и искусства, большой интерес мыслителей к нравственно-этической и исторической
проблематике.
Третий вопрос предполагает раскрытие особенностей философии русского Просвещения и проведе-
ние параллелей с западноевропейским аналогом. Здесь же следует охарактеризовать основные мо-
менты спора между западниками и славянофилами (примыкавшими к последним почвенниками) о
положении России в диалоге культур Запада и Востока.
Четвертый вопрос является базовым в плане семинара, так как именно начиная со второй половины
XIX в. русская философия приобретает самостоятельный статус и характеризуется всеми аспектами
философского знания. Первый подвопрос предполагает краткую характеристику основных идей рус-
ских религиозных философов. При выявлении особенностей русского космизма следует учитывать
существование его двух направлений: космизм либо с примесью фантастики (философия "общего
дела"
Н.Ф. Федорова), либо опирающийся на теологию (философия всеединства Н.А. Бердяева), и космизм,
связанный с развитием естественных наук (концепции Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернад-
ского и А.Л. Чижевского).
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- …
- следующая ›
- последняя »