История немецкой литературы (романтизм). Сапрыкина Г.В. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

- Творчество Э.Т.А. Гофмана, крупнейшего прозаика немецкого
романтизма. Своеобразие романтической иронии Гофмана.
- Сказка "Золотой горшок", сочетание в ней двух планов.
Особенности жанра романтической литературной сказки.
- Тема искусства и образ художника - центральные в творчестве
Гофмана "Дон Жуан". Музыка как совершенная форма искусства,
раскрывающая высшую правду жизни.
- "Житейские воззрения кота Мурра". Мастерство романтической
сатиры.
- "Крошка Цахес" - фантастическое отражение идеи присвоения
чужого труда, отчуждения человека в обществе. Своеобразие
романтического стиля Гофмана.
Шамиссо
- "Удивительная история Петера Шлемиля". Тема золота и
фантастическая форма отражение новых буржуазных отношений.
- Лирика Адальберта Шамиссо. Связь Шамиссо с традицией
романтической лирики; поиски реалистического образа.
1 Теоретическая концепция романтизма
1.1 Проблема романтизма
В настоящее время романтизм в самом общем виде определяется как
«одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе
конца 18 — 1-й половины 19 в., получившее всемирное значение и
распространение»1. На протяжении многих десятилетий ученые ведут спор о
том, что называть романтизмом. Так, в, 20-е гг. француз М. Сурье относил к
романтизму даже противостоящий ему натурализм. Академик В. М. Фриче
отождествлял романтизм с философским идеализмом.
Представление о романтизме базировалось на исследовании творчества
Гюго, Байрона, Шелли, Мицкевича и других прогрессивных художников.
Казалось, что стройная концепция романтизма не может быть пересмотрена в
своих основах. Но на рубеже 60— 70-х гг. такой пересмотр произошел.
Появились сборники трудов с характерным названием «Проблемы
романтизма» (1969, 1971), коллективные исследованияЕвропейский
романтизм», 1973), работы отдельных авторов (например, «Романтизм в
Германии» Н, Я. Берковского, 1973), в которых на новом, как правило,
материале (творчество йенских романтиков, Гофмана, По, поэтов «озерной
школы» и т. д.) делался принципиально новый вывод о единстве
художественного метода романтиков. Это был шаг вперед в осознании
эстетической природы романтизма. Однако единой точки зрения не было
выработано. Обнаружилось, что при разных подходах исследования
5
    -        Творчество Э.Т.А. Гофмана, крупнейшего прозаика немецкого
        романтизма. Своеобразие романтической иронии Гофмана.
    -        Сказка "Золотой горшок", сочетание в ней двух планов.
        Особенности жанра романтической литературной сказки.
    -        Тема искусства и образ художника - центральные в творчестве
        Гофмана "Дон Жуан". Музыка как совершенная форма искусства,
        раскрывающая высшую правду жизни.
    -        "Житейские воззрения кота Мурра". Мастерство романтической
        сатиры.
    -        "Крошка Цахес" - фантастическое отражение идеи присвоения
        чужого труда, отчуждения человека в обществе. Своеобразие
        романтического стиля Гофмана.
                                    Шамиссо
    -        "Удивительная история Петера Шлемиля". Тема золота и
        фантастическая форма отражение новых буржуазных отношений.
    -       Лирика Адальберта Шамиссо. Связь Шамиссо с традицией
            романтической лирики; поиски реалистического образа.

        1 Теоретическая концепция романтизма

        1.1 Проблема романтизма

      В настоящее время романтизм в самом общем виде определяется как
«одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе
конца 18 — 1-й половины 19 в., получившее всемирное значение и
распространение»1. На протяжении многих десятилетий ученые ведут спор о
том, что называть романтизмом. Так, в, 20-е гг. француз М. Сурье относил к
романтизму даже противостоящий ему натурализм. Академик В. М. Фриче
отождествлял романтизм с философским идеализмом.
      Представление о романтизме базировалось на исследовании творчества
Гюго, Байрона, Шелли, Мицкевича и других прогрессивных художников.
Казалось, что стройная концепция романтизма не может быть пересмотрена в
своих основах. Но на рубеже 60— 70-х гг. такой пересмотр произошел.
Появились сборники трудов с характерным названием «Проблемы
романтизма» (1969, 1971), коллективные исследования («Европейский
романтизм», 1973), работы отдельных авторов (например, «Романтизм в
Германии» Н, Я. Берковского, 1973), в которых на новом, как правило,
материале (творчество йенских романтиков, Гофмана, По, поэтов «озерной
школы» и т. д.) делался принципиально новый вывод о единстве
художественного метода романтиков. Это был шаг вперед в осознании
эстетической природы романтизма. Однако единой точки зрения не было
выработано. Обнаружилось, что при разных подходах исследования
                                                                         5