История немецкой литературы (романтизм). Сапрыкина Г.В. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

романтизм понимается по-разному: то как тип творчества, то как
художественный метод, то как конкретное явление рубежа XVIII—XIX вв.
1.1.2 Историко-теоретический подход
В его основе лежат идеи Д, С. Лихачева (концепция «теоретической
истории»), А. Ф. Лосева, Ю. Б. Виппера и других исследователей. В свете
историко- теоретического подхода искусство рассматривается как отражение
действительности исторически сложившимся сознанием в исторически
сложившихся формах. Сторонники этого подхода стремятся рассматривать не
только вершинные художественные явления, «золотой фонд» литературы, но
все литературные факты без изъятия. Следует учитывать, что в современной
науке романтизмодно из центральных понятий истории и теории
литературы, искусствознания, культурологии, используемое в нескольких
значениях (для характеристики типа творчества, направления,
художественного метода, стиля, эпохи и т. д.). Такая многозначность термина
вполне приемлема с точки зрения: историко-теоретического подхода, более
того, она неизбежна, что подчеркивается историей формирования термина.
1.1.3 Генезис термина «романтизм»
Генезис термина «романтизм» подробно раскрыт языковедом Р. А.
Будаговым. Упомянем лишь некоторые важные вехи. Француз Ф.
Бальдансперже обнаружил слово «романтический» в источнике 1650 г. (это
самый древний из найденных источников). Значение слова в XVII в. —
«воображаемый», «фантастический». Оно восходит к средневековому
употреблению слов «романс» (лирическая и героическая испанская песня) и
«роман» (эпическая поэма о рыцарях) первоначально в смысле произведения
на од» ном из романских, а не на латинском языке, затемв значении
«повествование с выдумкой». В XVIII в. «романтический» означает все
необычное, таинственное или же связанное со средневековой стариной. Вот
характерное употребление этого слова у Руссо в «Грезах одинокого
мечтателя» (1777): «Берега озера в Биле более дики и более романтичны, чем
берега Женевского озера: в Биле леса и скалы подступают к воде совсем
близко». В конце XVIII в. немецкие романтики братья Шлегели выдвинули
оппозицию понятий «романтический» — «классический», ее подхватила и
сделала известной по всей Европе Ж. де Сталь в трактате «О Германии»
(1810, опубл. в Лондоне в 1813 г.). Так складывается понятие «романтизм»
как термин теории искусства, вместе с тем на протяжении XIX—XX вв.
вырабатываются внеискусствоведческие значения слова.
6
романтизм понимается по-разному: то как тип творчества, то как
художественный метод, то как конкретное явление рубежа XVIII—XIX вв.

     1.1.2 Историко-теоретический подход

       В его основе лежат идеи Д, С. Лихачева (концепция «теоретической
истории»), А. Ф. Лосева, Ю. Б. Виппера и других исследователей. В свете
историко- теоретического подхода искусство рассматривается как отражение
действительности исторически сложившимся сознанием в исторически
сложившихся формах. Сторонники этого подхода стремятся рассматривать не
только вершинные художественные явления, «золотой фонд» литературы, но
все литературные факты без изъятия. Следует учитывать, что в современной
науке романтизм — одно из центральных понятий истории и теории
литературы, искусствознания, культурологии, используемое в нескольких
значениях     (для    характеристики    типа     творчества,   направления,
художественного метода, стиля, эпохи и т. д.). Такая многозначность термина
вполне приемлема с точки зрения: историко-теоретического подхода, более
того, она неизбежна, что подчеркивается историей формирования термина.

     1.1.3 Генезис термина «романтизм»

      Генезис термина «романтизм» подробно раскрыт языковедом Р. А.
Будаговым. Упомянем лишь некоторые важные вехи. Француз Ф.
Бальдансперже обнаружил слово «романтический» в источнике 1650 г. (это
самый древний из найденных источников). Значение слова в XVII в. —
«воображаемый», «фантастический». Оно восходит к средневековому
употреблению слов «романс» (лирическая и героическая испанская песня) и
«роман» (эпическая поэма о рыцарях) первоначально в смысле произведения
на од» ном из романских, а не на латинском языке, затем — в значении
«повествование с выдумкой». В XVIII в. «романтический» означает все
необычное, таинственное или же связанное со средневековой стариной. Вот
характерное употребление этого слова у Руссо в «Грезах одинокого
мечтателя» (1777): «Берега озера в Биле более дики и более романтичны, чем
берега Женевского озера: в Биле леса и скалы подступают к воде совсем
близко». В конце XVIII в. немецкие романтики братья Шлегели выдвинули
оппозицию понятий «романтический» — «классический», ее подхватила и
сделала известной по всей Европе Ж. де Сталь в трактате «О Германии»
(1810, опубл. в Лондоне в 1813 г.). Так складывается понятие «романтизм»
как термин теории искусства, вместе с тем на протяжении XIX—XX вв.
вырабатываются внеискусствоведческие значения слова.



6