Современный роман США (часть 2). Савченко А.Л. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3
Расовый конфликт в произведениях афро-американских писателей
В литературе есть типы героев, которые характерны для
произведений писателей разных стран: например, героизавоеватели
мира» (Жюльен Сорель у Стендаля, Эжен Растиньяк у Бальзака или
Фрэнк Каупервуд у Драйзера), герои «потерянного поколения»
(Фредерик Генри и Джейк Барнс у Хемингуэя, Джордж Уинтерборн у
Олдингтона
, Пауль Боймер у Ремарка), персонажи, которые «сами себя
сделали» (Мартин Иден у Лондона, Джей Гэтсби у Фицджеральда,
Билли Старк у Уоррена).
Но существуют и типы героев, представляющие явления, которые
можно обнаружить только в какой-то одной литературе. Таковым
можно считать героя-негра в литературе США. Это объясняется тем, что
негритянская
проблема могла зародиться только в Соединенных
Штатах, ибо сама история появления негров на американском
континенте уникальна: их вывезли из Африки более трех веков назад в
качестве рабовбесплатной рабочей силы. Они целиком и полностью
принадлежали свои хозяевам-рабовладельцам, которые могли делать с
ними все, что заблагорассудится. Как известно, рабы были лишены
гражданских прав, что воспринималось тогда как нечто, само собой
разумеющееся: они были предметом купли-продажи, их можно было
совершенно безнаказанно убить и очень жестоко с ними обращаться. С
момента появления негров на земле Америки и до отмены рабства после
Гражданской войны между Севером и Югом 1861–1865 гг. темнокожее
население США пребывало
в униженном и угнетенном состоянии.
Однако и после ликвидации рабовладения в период Реконструкции (так
назывались примерно два десятилетия после Гражданской войны) негры
были поставлены в невыгодные по сравнению с белыми условия: они не
могли найти работу, ибо кроме тяжкого труда на хлопковых плантациях
и услужения хозяевам, ничего другого не знали и
делать не умели.
Дискриминация и сегрегация стали неотъемлемой частью их жизни.
В литературе США темнокожие герои появились в первой
половине XIX в. в произведениях белых писателей Ф. Купера, Э. По,
Д.П. Кеннеди в роли второстепенных персонажей, но читатели по-
настоящему узнали негров только в 1852 г. в романе Г. Бичер-Стоу
«Хижина дяди Тома». Эта книга имела огромное значение в изменении
отношения американцев к чернокожим рабам, оказала влияние на
аболиционистское движение (движение за отмену рабства, в котором
участвовали представители многих слоев американского населения) и
явилась страшным свидетельством действительного положения рабов.
Показывая страдания дяди Тома, его семьи и других персонажей
романа, писательница
вызвала сочувствие и сострадание к ним. Образ
дяди Тома приобрел ореол мученичества, что еще больше усугубляло
силу его воздействия на читателей.
                                3
Расовый конфликт в произведениях афро-американских писателей

    В литературе есть типы героев, которые характерны для
произведений писателей разных стран: например, герои-«завоеватели
мира» (Жюльен Сорель у Стендаля, Эжен Растиньяк у Бальзака или
Фрэнк Каупервуд у Драйзера), герои «потерянного поколения»
(Фредерик Генри и Джейк Барнс у Хемингуэя, Джордж Уинтерборн у
Олдингтона, Пауль Боймер у Ремарка), персонажи, которые «сами себя
сделали» (Мартин Иден у Лондона, Джей Гэтсби у Фицджеральда,
Билли Старк у Уоррена).
    Но существуют и типы героев, представляющие явления, которые
можно обнаружить только в какой-то одной литературе. Таковым
можно считать героя-негра в литературе США. Это объясняется тем, что
негритянская проблема могла зародиться только в Соединенных
Штатах, ибо сама история появления негров на американском
континенте уникальна: их вывезли из Африки более трех веков назад в
качестве рабов – бесплатной рабочей силы. Они целиком и полностью
принадлежали свои хозяевам-рабовладельцам, которые могли делать с
ними все, что заблагорассудится. Как известно, рабы были лишены
гражданских прав, что воспринималось тогда как нечто, само собой
разумеющееся: они были предметом купли-продажи, их можно было
совершенно безнаказанно убить и очень жестоко с ними обращаться. С
момента появления негров на земле Америки и до отмены рабства после
Гражданской войны между Севером и Югом 1861–1865 гг. темнокожее
население США пребывало в униженном и угнетенном состоянии.
Однако и после ликвидации рабовладения в период Реконструкции (так
назывались примерно два десятилетия после Гражданской войны) негры
были поставлены в невыгодные по сравнению с белыми условия: они не
могли найти работу, ибо кроме тяжкого труда на хлопковых плантациях
и услужения хозяевам, ничего другого не знали и делать не умели.
Дискриминация и сегрегация стали неотъемлемой частью их жизни.
    В литературе США темнокожие герои появились в первой
половине XIX в. в произведениях белых писателей Ф. Купера, Э. По,
Д.П. Кеннеди в роли второстепенных персонажей, но читатели по-
настоящему узнали негров только в 1852 г. в романе Г. Бичер-Стоу
«Хижина дяди Тома». Эта книга имела огромное значение в изменении
отношения американцев к чернокожим рабам, оказала влияние на
аболиционистское движение (движение за отмену рабства, в котором
участвовали представители многих слоев американского населения) и
явилась страшным свидетельством действительного положения рабов.
Показывая страдания дяди Тома, его семьи и других персонажей
романа, писательница вызвала сочувствие и сострадание к ним. Образ
дяди Тома приобрел ореол мученичества, что еще больше усугубляло
силу его воздействия на читателей.