ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
4
После романа Г. Бичер-Стоу появились другие стереотипы образов
рабов: преданная служанка-няня с безграничной любовью к господам и
их детям (тетушка Хлоя из «Хижины…» была первой в галерее таких
образов), молчаливый и послушный негр-слуга, неблагодарный раб,
убежавший от хозяев на Север и погибший там от холода, так как рядом
не было хозяина-рабовладельца, который помог бы ему в этой ситуации.
Наивность и кажущаяся нейтральность этих образов подспудно
сочетались в произведениях подобного рода с расистскими
тенденциями. Это было особенно характерно для писателей «южной
школы» американского романа, в глубине души надеявшихся на
изменения униженного положения южан после отмены рабства и
возвращения
прежних ценностей. Северянам же, в сущности, было
безразлично истинное положение дел на Юге после 1865 г., так как они
полагали, что рабы получили все необходимое для достойной жизни
после отмены рабства, что было далеко не так.
Большую роль в эволюции образа негра в литературе сыграл роман
Марка Твена «Приключения Геккльберри Финна» (1885), в
котором
писатель изобразил Джима не только как беглого раба, вынужденного
спасаться от преследования белых вместе с Геком Финном на плоту на
реке Миссисипи, но и как в высшей степени достойного человека.
Романист наделил своего героя не только такими качествами, как
доброта, честность, верность в дружбе, любовь к семье и т.
п., но и
порядочностью и благородством, то есть чертами характера, которыми
обладали не все белые, общавшиеся с Джимом.
Следует подчеркнуть, что образ Джима коренным образом
отличается от стереотипного изображения негров, доминирующего в то
время в литературе США. Напомним в этой связи, что в течение
полутора веков функция негров в литературных произведениях
состояла
лишь в том, что они являлись только объектом изображения, а не
активными героями, какими были белые.
Трагизм их ситуации состоял не только в том, что они подвергались
сегрегации и дискриминации, но и в том, что они не могли написать о
себе сами: в период рабства им не разрешалось учиться
грамоте, у них
не было письменной литературной традиции, и в своем подавляющем
большинстве они не умели ни читать, ни писать.
Известно, что привезенные из Африки рабы могли излить свою
душу и выразить свои страдания только в песнях, которые они пели во
время работы, в церковных напевах, которые у них были тесно
связаны
с народными, в легендах и преданиях.
Письменная традиция стала зарождаться в конце XIX в., когда
начинали творить такие известные деятели негритянской культуры и
литературы, как Уильям Дюбуа (William DuBois, 1868–1963),
Пол Данбар (Paul Dunbar, 1872–1906), Чарльз Честнат (Charles
Chestnutt, 1858–1932) и др. Именно они обратили внимание на то, что
в американской литературе в восприятии белых негр очень отличался
от
4 После романа Г. Бичер-Стоу появились другие стереотипы образов рабов: преданная служанка-няня с безграничной любовью к господам и их детям (тетушка Хлоя из «Хижины…» была первой в галерее таких образов), молчаливый и послушный негр-слуга, неблагодарный раб, убежавший от хозяев на Север и погибший там от холода, так как рядом не было хозяина-рабовладельца, который помог бы ему в этой ситуации. Наивность и кажущаяся нейтральность этих образов подспудно сочетались в произведениях подобного рода с расистскими тенденциями. Это было особенно характерно для писателей «южной школы» американского романа, в глубине души надеявшихся на изменения униженного положения южан после отмены рабства и возвращения прежних ценностей. Северянам же, в сущности, было безразлично истинное положение дел на Юге после 1865 г., так как они полагали, что рабы получили все необходимое для достойной жизни после отмены рабства, что было далеко не так. Большую роль в эволюции образа негра в литературе сыграл роман Марка Твена «Приключения Геккльберри Финна» (1885), в котором писатель изобразил Джима не только как беглого раба, вынужденного спасаться от преследования белых вместе с Геком Финном на плоту на реке Миссисипи, но и как в высшей степени достойного человека. Романист наделил своего героя не только такими качествами, как доброта, честность, верность в дружбе, любовь к семье и т. п., но и порядочностью и благородством, то есть чертами характера, которыми обладали не все белые, общавшиеся с Джимом. Следует подчеркнуть, что образ Джима коренным образом отличается от стереотипного изображения негров, доминирующего в то время в литературе США. Напомним в этой связи, что в течение полутора веков функция негров в литературных произведениях состояла лишь в том, что они являлись только объектом изображения, а не активными героями, какими были белые. Трагизм их ситуации состоял не только в том, что они подвергались сегрегации и дискриминации, но и в том, что они не могли написать о себе сами: в период рабства им не разрешалось учиться грамоте, у них не было письменной литературной традиции, и в своем подавляющем большинстве они не умели ни читать, ни писать. Известно, что привезенные из Африки рабы могли излить свою душу и выразить свои страдания только в песнях, которые они пели во время работы, в церковных напевах, которые у них были тесно связаны с народными, в легендах и преданиях. Письменная традиция стала зарождаться в конце XIX в., когда начинали творить такие известные деятели негритянской культуры и литературы, как Уильям Дюбуа (William DuBois, 1868–1963), Пол Данбар (Paul Dunbar, 1872–1906), Чарльз Честнат (Charles Chestnutt, 1858–1932) и др. Именно они обратили внимание на то, что в американской литературе в восприятии белых негр очень отличался от
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »