Современный роман США (часть 2). Савченко А.Л. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

9
Видя, что успеха ни в какой сфере он добиться не может, он
решает, что больше не будет служить неграм, ибо это никому не нужно.
И он находит для себя оригинальный выходстать невидимым.
В физическом смысле это значит, что он, спасаясь от полиции на улицах
Гарлема, буквально проваливается в люк на
тротуаре, где и остается
жить. Теперь он развивает свою теорию невидимости. Быть невидимым,
по Р. Эллисону, значит быть человеком, которого не признают
окружающие. Последние на него смотрят, но его не видят, ибо так
устроено их зрение, то есть невидимость одной стороны предполагает
слепоту другой. Ведь американцы кажутся ослепшими тогда, когда
речь
идет о неграх. Вот и получается, что американский негр невидим и
живет в подполье. Если его жизнь никому не известна и до него никому
нет дела, то и он не должен нести ответственность перед другими
людьми. Так вырабатываются его жизненные принципы: отчуждение,
одиночество и бездеятельность. Но, с другой стороны, подлинная
свобода, на которую он все-таки надеется, заключается в том, чтобы
разграничить ложные и подлинные социальные и психологические
стереотипы, ибо именно они, по мысли героя, превращают людей либо
в расистов, либо в «невидимок».
Тем не менее, пройдя через многие испытания, Невидимка хотел бы
не просто уцелеть в мире несправедливости и
абсурда, но и воплотить
доставшиеся ему с таким трудом жизненный опыт в послание другим
людям, чтобы помочь им лучше ориентироваться в жизни.
На воплощение образа главного героя, безусловно, повлияли
экзистенциалистские взгляды Р. Эллисона: он попытался показать, что
отдельно взятая человеческая судьба может быть переосмыслена как
универсальная обреченность личности в рамках заданности
условий
человеческого бытия. Свобода сводится лишь к свободе
переосмысления видимой действительности и превращает ее в нечто,
возвышающееся над реальностью и с нею не совпадающее. Но все же,
думается, несмотря на свою видимую беспомощность, Невидимка
надеется на будущее. С иронией говорит он о том, что, как медведь
переживает зиму в берлоге,
а весной ее покидает, так и он в своем люке
переживет плохие времена, а потом выйдет на волю. И он выбирает
отверженность и отчуждение как попытку обрести экзистенциальную
свободу духа и почувствовать (хотя бы в малой степени)
сопричастность жизненной стихии.
Во второй половине 1950-х гг., а также в 1960–1970-е гг. расовая
проблема в США приобретает другие очертания, ибо начинается новый
этап борьбы за равноправие темнокожих и белых.
Предпримем небольшой экскурс в историю негритянского
движения, для того чтобы лучше понять изменения в отношении к
расовому конфликту, нашедшему отражение в произведениях афро-
американцев (так стали называть себя негры).
                                 9
     Видя, что успеха ни в какой сфере он добиться не может, он
решает, что больше не будет служить неграм, ибо это никому не нужно.
И он находит для себя оригинальный выход – стать невидимым.
В физическом смысле это значит, что он, спасаясь от полиции на улицах
Гарлема, буквально проваливается в люк на тротуаре, где и остается
жить. Теперь он развивает свою теорию невидимости. Быть невидимым,
по Р. Эллисону, значит быть человеком, которого не признают
окружающие. Последние на него смотрят, но его не видят, ибо так
устроено их зрение, то есть невидимость одной стороны предполагает
слепоту другой. Ведь американцы кажутся ослепшими тогда, когда речь
идет о неграх. Вот и получается, что американский негр невидим и
живет в подполье. Если его жизнь никому не известна и до него никому
нет дела, то и он не должен нести ответственность перед другими
людьми. Так вырабатываются его жизненные принципы: отчуждение,
одиночество и бездеятельность. Но, с другой стороны, подлинная
свобода, на которую он все-таки надеется, заключается в том, чтобы
разграничить ложные и подлинные социальные и психологические
стереотипы, ибо именно они, по мысли героя, превращают людей либо
в расистов, либо в «невидимок».
     Тем не менее, пройдя через многие испытания, Невидимка хотел бы
не просто уцелеть в мире несправедливости и абсурда, но и воплотить
доставшиеся ему с таким трудом жизненный опыт в послание другим
людям, чтобы помочь им лучше ориентироваться в жизни.
     На воплощение образа главного героя, безусловно, повлияли
экзистенциалистские взгляды Р. Эллисона: он попытался показать, что
отдельно взятая человеческая судьба может быть переосмыслена как
универсальная обреченность личности в рамках заданности условий
человеческого     бытия.   Свобода    сводится    лишь     к   свободе
переосмысления видимой действительности и превращает ее в нечто,
возвышающееся над реальностью и с нею не совпадающее. Но все же,
думается, несмотря на свою видимую беспомощность, Невидимка
надеется на будущее. С иронией говорит он о том, что, как медведь
переживает зиму в берлоге, а весной ее покидает, так и он в своем люке
переживет плохие времена, а потом выйдет на волю. И он выбирает
отверженность и отчуждение как попытку обрести экзистенциальную
свободу духа и почувствовать (хотя бы в малой степени)
сопричастность жизненной стихии.
     Во второй половине 1950-х гг., а также в 1960–1970-е гг. расовая
проблема в США приобретает другие очертания, ибо начинается новый
этап борьбы за равноправие темнокожих и белых.
     Предпримем небольшой экскурс в историю негритянского
движения, для того чтобы лучше понять изменения в отношении к
расовому конфликту, нашедшему отражение в произведениях афро-
американцев (так стали называть себя негры).