Современный роман США (часть 2). Савченко А.Л. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

7
реализовать свою мечту, хотя Р. Райт, как и Т. Драйзер, дает юноше
возможность познакомиться с богатым филантропомотцом
обаятельной белой девушки. Все происходит как в мечте: Биггеру,
разбиравшемуся в технике, предлагают место шофера, и эти богатые
люди обращаются с ним, к его великому изумлению, как с человеком, а
не слугой.
Но
идиллия длится недолго. Выросший в атмосфере злобы и
ненависти, Биггер Томас начинает сомневаться в искренности своих
хозяев, и им опять овладевает ненависть к белым, которых он
заподозрил в снисходительности к его положению. И юноша совершает
два зверских убийства: случайно убивает дочь своего благодетеля,
потомпреднамереннодругого белого и, естественно, отправляется
на электрический стул. Такой финал романа позволяет еще раз провести
параллель с драйзеровской «Американской трагедией» (сам Р. Райт не
раз упоминал о том, что Т. Драйзерего любимый писатель). Мы же
можем предположить, что любимый романист оказал на Р. Райта
определенное влияние, что, безусловно, сказалось на некоторых
коллизиях его произведения и
, подчас, на их трактовке.
В образе главного персонажа Р. Райт рисует человека, ни в чем не
раскаявшегося, ни о чем не жалеющего, убежденного в том, что
убийством он снял позор со своей расы. В Биггере настойчиво
подчеркивается патологическое начало, низменность его инстинктов.
Даже заглавия частей книги акцентируют эту мысль: «Страх» («Fear»),
«Побег» («Flight»), «Рок» («Fate»).
Возникает естественный вопрос: кто же виноват в том, что Биггер
так безжалостен и жесток? Автор не снимает вину с самого героя, но, по
его наблюдениям, основная вина ложится на общество, которое видит
в чернокожих низшую расу, а преступные наклонности героя являются
следствием угнетения черных. Биггер отчужден от людей,
но и они не
предпринимают ровным счетом ничего, чтобы выправить положение.
В обществе, где царит ненависть, не могут проявиться светлые чувства,
ибо из ненависти, как известно, рождается только ненавистьтакова
доминирующая идея романиста.
Биггеробраз страшный. Он ведет себя достаточно активно, но не
всякая активность приводит к позитивным результатам. Вместе с
тем
в этом образе ощущается нарочитая схематизация и некоторая
психологическая упрощенность, что в немалой степени лишает
персонаж большей объемности и убедительности.
Для писателя, по-видимому, этот образ одновременно и
притягательный, и отталкивающий. Однако именно Биггер Томас
привлек внимание общественности к истинному положению негров
в США.
Заглавие романа в финале приобретает
привкус горькой иронии.
Америке, породившей его, Биггер оказался не нужен. Она оттолкнула
                                 7
реализовать свою мечту, хотя Р. Райт, как и Т. Драйзер, дает юноше
возможность познакомиться с богатым филантропом – отцом
обаятельной белой девушки. Все происходит как в мечте: Биггеру,
разбиравшемуся в технике, предлагают место шофера, и эти богатые
люди обращаются с ним, к его великому изумлению, как с человеком, а
не слугой.
     Но идиллия длится недолго. Выросший в атмосфере злобы и
ненависти, Биггер Томас начинает сомневаться в искренности своих
хозяев, и им опять овладевает ненависть к белым, которых он
заподозрил в снисходительности к его положению. И юноша совершает
два зверских убийства: случайно убивает дочь своего благодетеля,
потом – преднамеренно – другого белого и, естественно, отправляется
на электрический стул. Такой финал романа позволяет еще раз провести
параллель с драйзеровской «Американской трагедией» (сам Р. Райт не
раз упоминал о том, что Т. Драйзер – его любимый писатель). Мы же
можем предположить, что любимый романист оказал на Р. Райта
определенное влияние, что, безусловно, сказалось на некоторых
коллизиях его произведения и, подчас, на их трактовке.
     В образе главного персонажа Р. Райт рисует человека, ни в чем не
раскаявшегося, ни о чем не жалеющего, убежденного в том, что
убийством он снял позор со своей расы. В Биггере настойчиво
подчеркивается патологическое начало, низменность его инстинктов.
Даже заглавия частей книги акцентируют эту мысль: «Страх» («Fear»),
«Побег» («Flight»), «Рок» («Fate»).
     Возникает естественный вопрос: кто же виноват в том, что Биггер
так безжалостен и жесток? Автор не снимает вину с самого героя, но, по
его наблюдениям, основная вина ложится на общество, которое видит
в чернокожих низшую расу, а преступные наклонности героя являются
следствием угнетения черных. Биггер отчужден от людей, но и они не
предпринимают ровным счетом ничего, чтобы выправить положение.
В обществе, где царит ненависть, не могут проявиться светлые чувства,
ибо из ненависти, как известно, рождается только ненависть – такова
доминирующая идея романиста.
     Биггер – образ страшный. Он ведет себя достаточно активно, но не
всякая активность приводит к позитивным результатам. Вместе с тем
в этом образе ощущается нарочитая схематизация и некоторая
психологическая упрощенность, что в немалой степени лишает
персонаж большей объемности и убедительности.
     Для писателя, по-видимому, этот образ одновременно и
притягательный, и отталкивающий. Однако именно Биггер Томас
привлек внимание общественности к истинному положению негров
в США.
     Заглавие романа в финале приобретает привкус горькой иронии.
Америке, породившей его, Биггер оказался не нужен. Она оттолкнула