ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
сочинение «Этика»; об этическом он говорит также как о составной части
политики. Термин «этика» содержится в названиях всех трех работ философа
(«Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика»), которые посвя-
щены проблемам морали. Слово «моральный», а возможно, и термин «мо-
раль» — латинские эквиваленты греческих терминов «этический», «этика»
— также возникли в рамках философской традиции.
Выбор термина для отца логической пауки не был, конечно, искусст-
венной процедурой. Он имеет отношение к существу дела. Обратившись к
слову «этос», Аристотель связывает добродетель с формируемыми в резуль-
тате общения нравами, обычаями, привычками; он недвусмысленно полеми-
зирует с традицией Сократа — Платона, согласно которой источником и ос-
нованием добродетели является знание, правильное понимание.
«...Отождествляя добродетели с науками,— читаем мы в «Большой этике»,
— Сократ упраздняет внеразумную (alogon) часть души, а вместе с нею и
страсть (pathos) и нрав». И далее о Платоне: «Платон смешал и связал добро-
детель со своим учением о высшем благе и поступил неправильно: это благо
не имеет отношения к добродетели как таковой. Ведя речь о бытии и об ис-
тине, он не имел оснований говорить о добродетели, поскольку они не имеют
с нею ничего общего». Нравственность и в самом деле существенно отлича-
ется от познания, представляет собой другой срез отношения к действитель-
ности. Аристотель вполне прав, подчеркивая ее практически-поведенческую
ориентированность.
Различия между наукой и нравственностью Аристотель усматривает в
следующем. Наука говорит о том, что собой представляют вещи; нравствен-
ность учит, как относиться к вещам. Основанием науки в психологическом
плане является разум; основание нравственного поведения — разум в его
единстве с неразумной частью души. Наука производит знания, обозначает
границу между истиной и заблуждением; нравственность есть область цен-
ностей, ее отличительным признаком является различение добра и зла. Зна-
ния приобретаются в процессе обучения; нравственные добродетели являют-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »