Этика. Савина Л.В. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

8
зования определяется не только интеллектуальными возможностями слуша-
теля, но прежде всего уровнем его личностного развития. В этой связи ис-
ключительный интерес представляет замечание Аристотеля о том, что для
людей неопытных в житейских делах, а также для людей невоздержанных, в
частности для юношества, изучение этики принесет мало пользы. Ибо тот,
кто не умеет управлять своими страстями, склонностями, тот тем более не
сможет управлять ими хорошо, правильно. Ему этические знания останутся
чуждыми. Но этика, считает философ, может принести огромную пользу тем,
кто обладает жизненным опытом, способен владеть собой, подчинять свои
действия определенной цели. Для обильного урожая мало хорошего зерна,
надо еще, чтобы оно пало на хорошо вспаханную землю; точно так же для
таких «всходов», как добрые поступки, недостаточно одних знаний о добро-
детели, необходимо, чтобы эти знания нашли себе благодатную почву
стремление, внутреннюю потребность индивида стать добродетельным. Сло-
вом, этика в интерпретации Аристотеля является не просто отражением, но
одновременно выражением и продолжением реальной нравственной практи-
ки.
Специфика предмета политической науки, а, следовательно, и этики,
которая является частью политики, определяет свойственную ей меру точно-
сти и ясности. Реальные формы проявления благородного и справедливого
столь разнообразны, подвержены таким колебаниям, что складывается впе-
чатление об их условном, конвенциональном происхождении. Во всяком
случае, делается невозможной их конкретная интерпретация средствами нау-
ки. Нравственные действия, как и всякие действия, касаются частного, имеют
индивидуально-неповторимый облик. А этические знания именно потому,
что они знания, имеют общий характер и не могут учесть практически беско-
нечное разнообразие отдельных действий. Критикуя этический интеллектуа-
лизм Сократа, Аристотель замечает, что знание добродетели вообще не дает
еще знания добродетели в каждом отдельном случае, подобно тому как врач
лечит не человека вообще, а всегда отдельного, единичного индивида. Неоп-