Этика. Савина Л.В. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

7
ся результатом свободного выбора, опыта и привычки. Словом, нравствен-
ность касается поведения, притом в той мере, в какой это поведение зависит
от самого действующего индивида.
Своим пониманием предмета этики Аристотель решительно порывает с
мистическими тенденциями в истолковании морали и человеческого поведе-
ния. Характер индивида, считает Аристотель, формируется на основе при-
родных предпосылок и в процессе жизнедеятельности, для его объяснения
нет никакой нужды ссылаться на некое потустороннее царство идей.
Своеобразие предмета определяет своеобразие науки о нем, и в отли-
чие от философии этика является практической наукой. Цель этики, говорит
Аристотель, «не познание, а поступки», она учит тому, как стать доброде-
тельным. Если, к примеру, «все дело астрономии, науки о природе, и геомет-
рии в том, чтобы познать и исследовать природу предметов этой науки, что,
разумеется, ничуть не мешает им при случае быть пригодными для самых
насущных нужд», то этические занятия не ставят своей целью только созер-
цание. Этическое исследование существует «не затем, чтобы знать, что такое
добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой [науки] не было
бы никакого проку...». Разумеется, этика при всех ее отличительных особен-
ностях остается наукой и, подобно любой науке, производит знания. Однако
этические знания имеют ценность не сами по себе; они являются формой ак-
туализации практических поведенческих задач и призваны направлять чело-
веческую деятельность. Они переходят в нормы, в требования к поведению.
Этика рассматривает нравственность (добродетель) «не просто, чтобы знать,
что она такое, но и чтобы знать, каким путем она достигается...». Она являет-
ся нормативной наукой, призванной развернуть программу нравственного
воспитания. Более того, в этике, согласно рассуждениям Аристотеля, собст-
венно познавательные задачи (знание добродетели самой по себе) подчинены
нормативным целямобоснованию того, как стать добродетельным.
Поскольку цель этикине обогащение индивида знаниями, а его пре-
образование, нравственное возвышение, то действенность этического обра-