Этика. Савина Л.В. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

10
Различные цели, соответствующие различным видам деятельности, ие-
рархически организованы. Менее общие и важные цели подчинены более
общим и важным. Та цель, которая завершает эту иерархию, является в ней
конечной, называется высшим благом; все прочие цели подчинены ей, ока-
зываются по отношению к ней средствами. Само же высшее благо всегда ос-
тается целью, никогда не может стать средством. Высшее благо - это цель
целей. «Если же у того, что мы делаем (ta prakta), существует некая цель, же-
ланная нам сама по себе, причем остальные цели желанны ради нее и не все
цели мы избираем (hairoymetha) ради иной цели (ибо так мы уйдем в беско-
нечность, а значит, [наше] стремление бессмысленно и тщетно), то ясно, что
цель эта есть собственно благо (tagathon), т.е. наивысшее благо (to ariston)».
Следуя сложившейся этической традиции и отражая установку общест-
венного сознания своей эпохи, Аристотель характеризует высшее благо как
блаженство, евдемонию. Это определение имеет для него значение аксиомы.
Оно является очевидным началом этики. Вводя его, Аристотель ограничива-
ется тем, что ссылается на общепринятость: «Относительно названия сходят-
ся, пожалуй, почти все, причем как большинство, так и люди утонченные на-
зывают [высшим благом] счастье…».
(Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль,
1987. – С. 112-117.)
Вопросы к тексту:
1. Что означает слова «этика», введенное Аристотелем в качестве тер-
мина?
2. Каков смысл слова «этос», употреблявшегося еще со времен Гомера?
3. В чем отличие этических добродетелей от дианоэтических?
4. В чем сущность
аристотелевского понимания высшего блага?
5. Почему Аристотель критикует этический рационализм Сократа?