ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
Обыкновенно этим именем обозначаются известные специфические свойства
души, присущие всем членам того или другого вида, – расовые черты, которые
медленно развивались в процессе приспособления видов к окружающей среде и
которые, будучи врожденными элементами души, не могут быть уничтожены или
приобретены индивидом во время его существования.
(…) Но и среди психологов, пользующихся этими
терминами в более
определенном смысле, наблюдается все еще большое различие мнений
относительно места инстинкта в человеческой душе. Все согласны в том, что
человек произошел от доисторических предков, жизнь которых управлялась
инстинктами; но некоторые считают, что по мере развития человеческого ума и
способности мышления его инстинкты атрофировались, и у цивилизованного
человека остались
только в виде тяжелых следов его доисторической жизни,
следов, которые можно сравнить с червеобразным отростком и которые, подобно
последнему, следовало бы удалить ножом хирурга. Другие отводят им более
видное место в человеческой душе, так как видят, что хотя интеллект и
развивался в ходе эволюции высших животных и человека, однако он
не мог
заменить собой инстинктов или вызвать их атрофии, но скорее контролировал и
видоизменял их функции.
(…) Инстинкт драчливости и эмоция гнева
Не так часто встречающийся, как страх, этот инстинкт, заметно
отсутствующий у самок некоторых животных видов, стоит рядом со страхом в
смысле значительной силы его импульса и большой интенсивности порождаемой
им эмоции. Он занимает особое место в ряду других инстинктов и не подходит
под определение инстинкта, предложенное в главе Ш, ибо не имеет
специфического объекта или объектов, восприятие коих составляет первую
стадию инстинктивного процесса. Условие его возбуждения заключается скорее в
оппозиции свободному проявлению какого-либо импульса, в обструкции
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »