Театр: балет и опера. Шаталов О.В. - 161 стр.

UptoLike

Составители: 

161
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ,
УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В БАЛЕТНОМ И ОПЕРНОМ ИСКУССТВЕ
Адáжио (ададжо) (итал. adagio, букв. – спокойно, медленно; сокр. – Ad-
o), в музыке: 1) медленный темп; 2) название произведения или части
(обычно 2-й) циклического сочетания в темпе адажио; в балете: 3) медлен-
ный сольный или дуэтный танец в классическом исполнении.
Аккомпанемéнт (франц. accompagnement
, от accompagnerсопровож-
дать): 1) гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодиче-
ского голоса; 2) сопровождение одним или несколькими инструментами, а
также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и др.).
Актв театральном искусстве: законченная часть драматического про-
изведения или театрального представления.
Актёр (то же, что и артúст, франц. artiste, от лат.
arsискусство) – че-
ловек, занимающийся творчеством в области театрального искусства; испол-
нитель ролей в театральных представлениях, кино, телевидении и т. д.
Ансáмбль (франц. ensembleсовокупность, стройное целое): 1) в сце-
ническом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля,
подчиненных единому замыслу; 2) группа исполнителей, выступающая как
единый художественный коллектив; 3) музыкальное произведение для не
-
скольких исполнителей (дуэт, трио и др.).
Антрáкт (франц. entrácte, от entre – между и acteдействие): 1) пере-
рыв между актами (действиями) сценического представления, отделениями
концерта; 2) инструментальное вступление к какому-либо акту (кроме 1-
го) в опере, балете, драматическом спектакле.
Амплуá (франц. emploi, букв. – применение) – относительно устойчи-
вые типы театральных ролей, соответствующие возрасту
, внешности и
стилю игры актера: трагик, комик, герой-любовник, субретка, инженю,
травести, простак, резонер и др. В XX в. это понятие постепенно выходит
из употребления.
Áрия (итал. aria) – законченный по построению эпизод (номер) в опере,
оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в со-
провождении оркестра. Для арии характерны напевность, широта
мелоди-
ческого дыхания. Встречаются арии и в виде самостоятельной концертной
вокальной или инструментальной пьесы.
Балкóнверхний или средний ярус в зрительном зале.
Баритóн (от итал. baritono): 1) мужской голос среднего регистра (меж-
ду басом и тенором); 2) струнный смычковый музыкальный инструмент
группы виол; 3) духовой музыкальный инструмент семейства саксгорнов.
         СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ,

  УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В БАЛЕТНОМ И ОПЕРНОМ ИСКУССТВЕ

   Адáжио (ададжо) (итал. adagio, букв. – спокойно, медленно; сокр. – Ad-
o), в музыке: 1) медленный темп; 2) название произведения или части
(обычно 2-й) циклического сочетания в темпе адажио; в балете: 3) медлен-
ный сольный или дуэтный танец в классическом исполнении.
   Аккомпанемéнт (франц. accompagnement, от accompagner – сопровож-
дать): 1) гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодиче-
ского голоса; 2) сопровождение одним или несколькими инструментами, а
также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и др.).
   Акт – в театральном искусстве: законченная часть драматического про-
изведения или театрального представления.
   Актёр (то же, что и артúст, франц. artiste, от лат. ars – искусство) – че-
ловек, занимающийся творчеством в области театрального искусства; испол-
нитель ролей в театральных представлениях, кино, телевидении и т. д.
   Ансáмбль (франц. ensemble – совокупность, стройное целое): 1) в сце-
ническом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля,
подчиненных единому замыслу; 2) группа исполнителей, выступающая как
единый художественный коллектив; 3) музыкальное произведение для не-
скольких исполнителей (дуэт, трио и др.).
   Антрáкт (франц. entrácte, от entre – между и acte – действие): 1) пере-
рыв между актами (действиями) сценического представления, отделениями
концерта; 2) инструментальное вступление к какому-либо акту (кроме 1-
го) в опере, балете, драматическом спектакле.
   Амплуá (франц. emploi, букв. – применение) – относительно устойчи-
вые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и
стилю игры актера: трагик, комик, герой-любовник, субретка, инженю,
травести, простак, резонер и др. В XX в. это понятие постепенно выходит
из употребления.
   Áрия (итал. aria) – законченный по построению эпизод (номер) в опере,
оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в со-
провождении оркестра. Для арии характерны напевность, широта мелоди-
ческого дыхания. Встречаются арии и в виде самостоятельной концертной
вокальной или инструментальной пьесы.
   Балкóн – верхний или средний ярус в зрительном зале.
   Баритóн (от итал. baritono): 1) мужской голос среднего регистра (меж-
ду басом и тенором); 2) струнный смычковый музыкальный инструмент
группы виол; 3) духовой музыкальный инструмент семейства саксгорнов.
                                    161