ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
163
это руководство осуществляется при помощи специальных жестов и мими-
ки. В характере и стиле дирижирования отражаются особенности личности
дирижера, понимание им музыкального произведения. По смыслу ему сино-
нимичны понятия капельмéйстер (в XVI–XVIII вв. – руководитель хоровых,
инструментальных и вокально-инструментальных капелл, а с XIX в. – теат-
ральных, военных, симфонических оркестров) и хормéйстер
(руководитель
хора, хоровой дирижер).
Длúтельность – в музыке: время, занимаемое звуком или паузой. От-
носительная длительность: бревис (равная 2 целым), целая, половинная,
четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцать вторая, шестьдесят четвертая.
См. также Ритмическое деление.
Дрáма (греч. δράμα, букв. – действие): 1) род литературных произведе-
ний, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе;
его
специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его чле-
нение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей,
отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, ото-
бражающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия,
воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и
монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность
(мимика, жест, движение)
и на звучание; он согласуется также с возмож-
ностями сценического времени, пространства и театральной техники (с по-
строением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и ре-
жиссером, должна обладать сценичностью (см. Сценичный). Ведущие
жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Глав-
ные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир,
Кальдерон де
ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ф. Шиллер,
Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О’Нил, Б. Брехт; в России – А. С. Грибоедов,
Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и
др.; 2) один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи
Просвеще-
ния (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную
жизнь человека в его остроконфликтных, но в отличие от трагедии, не бе-
зысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница»
А. Н. Островского, «На дне» А. М. Горького). Трагическое начало присуще
исторической драме.
Драматургúя: 1) совокупность драматических произведений какого-ли-
бо
писателя, народа, эпохи; 2) теория драмы; 3) сюжетно-композиционная
основа отдельного театрального или кинематографического произведения:
«драматургия спектакля», «драматургия фильма».
Звук музыкáльный – характеризуется определенной высотой (от до суб-
контроктавы до до–ре пятой октавы, или от 16 Гц до 4–4,5 кГц), громко-
стью (см. Динамика в музыке), длительностью и тембром.
это руководство осуществляется при помощи специальных жестов и мими- ки. В характере и стиле дирижирования отражаются особенности личности дирижера, понимание им музыкального произведения. По смыслу ему сино- нимичны понятия капельмéйстер (в XVI–XVIII вв. – руководитель хоровых, инструментальных и вокально-инструментальных капелл, а с XIX в. – теат- ральных, военных, симфонических оркестров) и хормéйстер (руководитель хора, хоровой дирижер). Длúтельность – в музыке: время, занимаемое звуком или паузой. От- носительная длительность: бревис (равная 2 целым), целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцать вторая, шестьдесят четвертая. См. также Ритмическое деление. Дрáма (греч. δράμα, букв. – действие): 1) род литературных произведе- ний, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его чле- нение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, ото- бражающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возмож- ностями сценического времени, пространства и театральной техники (с по- строением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и ре- жиссером, должна обладать сценичностью (см. Сценичный). Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Глав- ные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О’Нил, Б. Брехт; в России – А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.; 2) один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвеще- ния (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но в отличие от трагедии, не бе- зысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А. Н. Островского, «На дне» А. М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме. Драматургúя: 1) совокупность драматических произведений какого-ли- бо писателя, народа, эпохи; 2) теория драмы; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального или кинематографического произведения: «драматургия спектакля», «драматургия фильма». Звук музыкáльный – характеризуется определенной высотой (от до суб- контроктавы до до–ре пятой октавы, или от 16 Гц до 4–4,5 кГц), громко- стью (см. Динамика в музыке), длительностью и тембром. 163
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 161
- 162
- 163
- 164
- 165
- …
- следующая ›
- последняя »