Театр: балет и опера. Шаталов О.В. - 167 стр.

UptoLike

Составители: 

167
(К. Портер, Ф. Лоу, Л. Бернстайн и др.). Центром мирового мюзикла по
праву считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка, где были поставле-
ны самые известные мировые мюзиклы: «My Fair Lady» (1956), «Hair»
(1968), «Chicago» (1975), «Cats» (1981), «The Phantom of the Opera» (1986)
и многие другие.
Либреттúставтор либрéтто (от итал. libretto, букв. – книжечка):
1) литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Первоначально
публиковался
в виде отдельной книжечки (отсюда название); 2) литера-
турный сценарий балета, пантомимы; 3) изложение содержания оперы,
балета; 4) сюжетный план или схема сценария кинофильма.
Лóжав театре: место в зрительном зале, отделенное для нескольких
лиц, как правило, VIP.
Обертóныв музыке призвуки (частичные тоны), имеющиеся в спек-
тре музыкальных звуков. Звучат выше
и слабее основного тона, слитно с
ним и на слух почти не распознаются. Наличие и сила каждого из них оп-
ределяют тембр звука.
Одноголóсиемузыкальный склад, сводящийся к одной мелодии, ис-
полняемой певцом или музыкантом-инструменталистом, а также несколь-
кими исполнителями в унисон или октаву. Одноголосие преобладает в пе-
сенном фольклоре многих народов. См. также Монодия.
Оперéтта (итал. operetta, букв. – маленькая опера) – музыкально-теат-
ральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в
котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также тан-
цы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к середине
XIX в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность,
злободневность, позднее
большое значение приобретают лирическое и
жанровое начала. В конце XIX – начале XX вв. ведущее положение зани-
мает венская оперетта. Свои школы оперетты сложились и в других стра-
нах. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, Ш. Лекок,
Ф. Зуппе, И. Штраус-сын, Ф. Легар, Р. Планкет, И. Кальман; Н. М. Стрель-
ников, Б. А
. Александров, И. О. Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шоста-
кович, Т. Н. Хренников.
Оратóрия (итал. oratorio, от лат. oroговорю, молю) – музыкальное
произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы
предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но
более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной
сюжетностью. Сложилась к концу XVI в. как жанр духовной музыки,
позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадле-
жат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относят-
ся к началу XIX в. Оратория занимает важное место в творчестве русских
композиторов XX в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и
др.).
(К. Портер, Ф. Лоу, Л. Бернстайн и др.). Центром мирового мюзикла по
праву считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка, где были поставле-
ны самые известные мировые мюзиклы: «My Fair Lady» (1956), «Hair»
(1968), «Chicago» (1975), «Cats» (1981), «The Phantom of the Opera» (1986)
и многие другие.
   Либреттúст – автор либрéтто (от итал. libretto, букв. – книжечка):
1) литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Первоначально
публиковался в виде отдельной книжечки (отсюда название); 2) литера-
турный сценарий балета, пантомимы; 3) изложение содержания оперы,
балета; 4) сюжетный план или схема сценария кинофильма.
  Лóжа – в театре: место в зрительном зале, отделенное для нескольких
лиц, как правило, VIP.
   Обертóны – в музыке призвуки (частичные тоны), имеющиеся в спек-
тре музыкальных звуков. Звучат выше и слабее основного тона, слитно с
ним и на слух почти не распознаются. Наличие и сила каждого из них оп-
ределяют тембр звука.
   Одноголóсие – музыкальный склад, сводящийся к одной мелодии, ис-
полняемой певцом или музыкантом-инструменталистом, а также несколь-
кими исполнителями в унисон или октаву. Одноголосие преобладает в пе-
сенном фольклоре многих народов. См. также Монодия.
   Оперéтта (итал. operetta, букв. – маленькая опера) – музыкально-теат-
ральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в
котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также тан-
цы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к середине
XIX в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность,
злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и
жанровое начала. В конце XIX – начале XX вв. ведущее положение зани-
мает венская оперетта. Свои школы оперетты сложились и в других стра-
нах. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, Ш. Лекок,
Ф. Зуппе, И. Штраус-сын, Ф. Легар, Р. Планкет, И. Кальман; Н. М. Стрель-
ников, Б. А. Александров, И. О. Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шоста-
кович, Т. Н. Хренников.
   Оратóрия (итал. oratorio, от лат. oro – говорю, молю) – музыкальное
произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы
предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но
более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной
сюжетностью. Сложилась к концу XVI в. как жанр духовной музыки,
позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадле-
жат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относят-
ся к началу XIX в. Оратория занимает важное место в творчестве русских
композиторов XX в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.).
                                   167