Теория и практика танцевально-экспрессивного тренинга - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
Кроме тотемических, охотничьих, военных в литературе описаны также
ритуальные танцы возрождения животных [2], танцы плодородия, танцы змей,
птиц, животных, женские военные танцы [15]. Большинство этих танцев
исполнялись женщинами, в то время как тотемические, охотничьи и военные
исполнялись мужчинами. Остановимся на характерных особенностях мужских и
женских танцев, в формировании которых, как отмечает Э.А
. Королева, ведущую
роль сыграли физические и физиологические отличия и сформировавшееся на их
основе первичное разделение труда на мужской и женский. Удивительно, что за
такой период времени: от первобытной эпохи до наших дней они практически не
претерпели изменений.
Основу пластики всех видов женского обрядового танца составляли
различные колебательные и вращательные движения
бедрами, животом и всем
телом, при этом ноги почти не отрывались от земли. Характер изображения
женских танцев на петроглифах (женщины изображались с преувеличенно
большими бедрами и колыхающимися грудями) соответствует многочисленным
этнографическим описаниям: «Женщины двигаются медленно, делая маленькие
шаги и выдвигая зад, которым они вертят из стороны в сторону; так как
туловище
при этом наклонено вперед, то груди при этом болтаются. Последнее,
вероятно, утомительно, поэтому время от времени женщины подпирают свои
груди ладонями, но все же продолжают вертеться» [36, с. 70].
По мнению ученых, подобная пластика порождена характерными
особенностями женских культов: магией женского тела, волос, связью с Огнем,
Матерью-Землей, животными и растительными силами
природы. Мужские же
танцы, напротив, состояли преимущественно из высоких прыжков, ударов ног в
землю и движений типа coitus. Известный немецкий исследователь танца К. Закс
[15] писал, что мужские танцы основаны на энергичных движениях вверх, в то
время как в женских танцах отчетливо выражено притяжение к земле, правда,