Составители:
Рубрика:
10
указывающими путь, по которому действия были движимы динамикой
интересов»
1
.
Итальянский мыслитель Вильфредо Парето (1848 - 1922), не отрицая
социальную обусловленность идей и концепций, тем не менее акцентировал
внимание на необходимости выработки таких мировоззренческих систем,
«чтобы то, что из них логически следует, не вступало в противоречие с
условиями реальной жизни»
2
.
В формировании мировоззренческих доктрин, предписывающих взгляды на
окружающий мир, В.Парето отводил значительную роль факторам
иррационального характера и прежде всего доминирующим в обществе
устойчивым чувствам. По его мнению, эти чувства и составляют базовую
основу наиболее распространенных идей.
Внимание ученого привлекали такие проблемы, как трансформация
мировоззренческих доктрин под воздействием ментальности народов,
специфика мировосприятия идейных форм разными социальными слоями. Он
полагал, что интерес низших слоев к социалистической идее, которая зиждется
на чувстве сострадания к бедам ближних и поиске способа избавления от
подобных бедствий, предопределяет «желание покончить со своими бедами,
овладев теми благами, которыми пользуются люди из высших слоев, порой это
также зависть, жажда иметь то, что есть у других»
1
.
В западной политической науке преобладают интерпретации идеологии как
надисторического явления, существующего вне зависимости от социальных и
политических условий.
Чаще всего идеологию характеризуют как систему ценностей и
предпочтений (Д.Истон, М.Дюверже и др.). Благодаря ценностям
осуществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени
их значимости, что необходимо для стимулирования человеческих действий.
Принципиальной позицией многих ученых явлется категорическое
разведение идеологии и науки, отрицание у идеологии познавательных
функций.
М.Вебер относил идеологию, как и другие мировоззренческие и
религиозные образования, к области веры, отрицая тем самым саму постановку
вопроса о ее научности. Как веру расценивает политическое мировоззрение и
современный политолог У.Матц
2
. Он считает, что идеологии не являются
порождением социальных процессов, а сформированы интеллектуалами
определенных социальных групп, навязаны ими западным обществам и нашли
отклик прежде всего в мифологической составляющей общественного мнения
3
.
Вслед за М.Вебером К.Манхейм рассматривал любую идеологию как
неадекватное отражение действительности, как совокупность ложных
представлений, обусловленных социально-историческими обстоятельствами,
1
Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Мистика, религия, наука. М.: Канон+. 1998. С.248.
2
Парето В. Социалистические системы // Теоретическая социология. Антология. В 2-х ч. Ч.1 / Под ред.
Баньковского С.П. М.: Кн.дом «Университет». 2002. С.259.
1
Парето В. Указ. соч.. С.287-288.
2
Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна//Полис. 1992. №1-2. С.130-131.
3
Там же. С.133-134.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »