Идеологии и идеологические течения: Классическое наследие и современность. Сирота Н.М. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

11
особенностями познания действительности, интересами познающего субъекта.
Зарождение феномена идеологии он связывает с трудами английского
мыслителя Ф.Бэкона (учение об «идолах разума») и обнаруживает ряд
высказываний об идеологическом искаженном сознании в работах
Н.Макиавелли и Юма
4
. Вместе с тем К.Манхейм уделял большое внимание
функциональным характеристикам идеологии, и, в частности, ее способности
сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.
Подход к феномену идеологии американского ученого С.Зизека можно
рассматривать как своеобразную форму его критики. Анализируя взаимосвязь
политики и идеологии, он понимает идеологию как систему идей, концепций и
верований, претендующих на истинность, но на самом деле служащих
определенным политическим интересам. Причинами искаженного отражения
действительности теми или иными идеями, по его мнению, могут быть либо
осознанное или неосознанное влияние совокупности общественных отношений,
либо политические интересы создателей или приверженцев этих идей. Задачу
исследователя С.Зизек видит в выявлении скрытого политического подтекста
идеологий через различные симптомы (противоречия, умолчания, оговорки и
пр.)
1
.
Трактуя идеологию как систему ложных идей, искажающих и
мистифицирующих действительность в интересах определенных социальных
групп, известные западные социологи Р.Арон, Д.Белл, С.Липсет, К.Поппер,
Э.Шиллз и др. предприняли попытку ее отрицания как механизма социальной
регуляции. В 50-е годы они выдвинули концепцию «деидеологизации»,
которая основывалась на позитивистском тезисе о снижении значимости
идеологических систем в связи с возрастающим влиянием науки на
общественные процессы. По мнению адептов этой концепции, в условиях
зрелого индустриального общества, где достигнуто общенациональное
согласие и обеспечено сотрудничество интеллигенции с институтами власти,
место идеологий как ценностного регулятора деятельности людей заняла
«чистая», неангажированная социальная наука. Деидеологизация была одним
из аспектов технократических теорий «индустриального общества» и
конвергенции мировых общественных систем.
В 70-е годы под воздействием обострения социальных конфликтов на
Западе создатели концепции «деидеологизации», утверждавшей неизбежность
«заката», «конца» идеологий, радикально пересмотрели свои взгляды на
перспективы феномена идеологии. Ими была разработана концепция
«реидеологизации», которая исходила из того же основного посыла, что и
концепция «деидеологизации», - о несовместимости идеологии и науки, но в
противоположность последней обосновывала возрастающую роль социальных
идей в современном мире. Одной из главных причин появления концепции
«реидеологизации» явилась необходимость идеологически противостоять
коммунистической идеологии.
4
Манхейм К. Идеология и утопия//Диагноз нашего времени. М., 1994.
1
Zizek S. The Spectre of Ideology / Mapping Ideology. Ed. Zizek S. N.Y., 1994.