Идеологии и идеологические течения: Классическое наследие и современность. Сирота Н.М. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

9
начало применяться в негативном смысле, поскольку ассоциировалось с
внушением, навязыванием и поддержанием диктата и принуждения.
Появление понятия «идеология» в конце ХУ111 века не означало
отсутствия до этого времени идеологии как таковой. Ведь потребность в ней
как рациональной основе политики испытывали все общества. Можно полагать,
что до европейской секуляризации (эпоха Просвещения) роль идеологии на
протяжении столетий выполняла религия.
К числу ученых, занимавшихся историей идей непосредственно до
возникновения термина «идеология», обычно относят таких французских
просветителей, как Кондельяк, Д.Дидро, Гольбах, К.Гельвеций, П.Ламетри.
В Х1Х ХХ веках О.Контом, К.Марксом, Э.Дюркгеймом, М.Вебером,
В.Парето, К.Мангеймом, Т.Парсонсом и другими учеными исследовались такие
аспекты проблематики идеологии, как ее природа, соотношение с наукой,
взаимодействие с другими сферами жизни общества. Появился даже термин
«идеологоведение».
В дальнейшем в науке сложились разные взгляды на идеологию как объект
научного анализа.
В работах создателей марксистской теории термин «идеология» в
зависимости от контекста использовался в трех значениях: 1) сознание
определенного класса в целом; 2)теоретическое сознание; 3)ложное,
извращенное сознание, порожденное противоречиями производственных
отношений.
Марксизм исходит из обусловленности идеологических доктрин
материальными условиями жизни общественных групп. В зависимости от
места, которое занимает группа в общественных отношениях, ее идеология
является научной или нет. Согласно марксизму, идеология научна, если
выражает классовые интересы, совпадающие с ведущими тенденциями
общественного развития. Естественно, рассматривалась как научная идеология
рабочего класса, которому отводилась роль освободителя человечества от
эксплуатации.
Такой подход к идеологии доминировал в СССР, претерпевая
незначительные изменения и уточнения в основном фразеологического
характера. Марксистская идеология обычно именовалась пролетарской,
революционной, прогрессивной, научной и т.д. Все немарксистские
направления политической мысли определялись как буржуазные,
империалистические, мелкобуржуазные, реакционные, иллюзорные, ложные и
т.д.
В отличие от марксистского экономического детерминизма в трактовке
идеологии Макс Вебер (1864 1920) обращал внимание на
взаимообусловленность связей между материальной сферой и
мировоззренческими системами. Он писал: «Интересы (материальные и
духовные), а не идеи господствуют непосредственно над деятельностью; но
«образы мира», создаваемые «идеями», очень часто служили стрелками,