Идеологии и идеологические течения: Классическое наследие и современность. Сирота Н.М. - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

32
представлений о новом миропорядке, основывающемся на принципах растущей
взаимозависимости государств.
В рамках либеральной парадигмы сформировалась идейно-политическая
концепция трилатеризма, ставшая идеологической основой функционирования
Трехсторонней комиссии, созданной в 1973 г. по инициативе директора «Чейз
Манхэттэн банка» Д.Рокфеллера. Деятельность Трехсторонней комиссии,
объединившей ведущих представителей истэблишмента США, Западной
Европы и Японии, была направлена на согласование позиций политических
элит по социально-экономическим и политическим проблемам глобального
характера, формирование долгосрочной стратегии всего «западного
сообщества». Благодаря тесным связям с политическим руководством США
Трехсторонняя комиссия была самым влиятельным неофициальным
транснациональным политико- идеологическим институтом вплоть до начала
80-х гг., когда трилатеристские представления о взаимозависимости, основах и
целях единства Запада уступили место более жестким и бескомпромиссным
неоконсервативным концепциям.
Несмотря на ослабление влияния Трехсторонней комиссии, многие идеи,
выдвинутые ее участниками, в 1990- 2000 гг. востребованы в идеологической и
политико-практической сферах. Они оказывают влияние на принципы и
идейные основы деятельности такого влиятельного неформального института,
как «Большая восьмерка», куда входит и Россия .
Известные ученые, констатируя заслуги либерализма в формировании
облика современного мира, связывают будущее человечества с базовыми
идеями именно этой идеологии. Так, американский исследователь Фрэнсис
Фукуяма на рубеже 80-х и 90-х годов выдвинул дискуссионный тезис о якобы
наступившем конце истории в результате победы либерализма над другими
идеологиями. Этот тезис появился на волне эйфории по поводу эрозии
марксистско-ленинских идей, распада социалистической системы, успехов
постиндустриального развития на Западе.
Абсолютизация Ф.Фукуямой новых тенденций в международных
отношениях и либеральной демократии в качестве базового принципа
политической организации общества вызвала резонную критику концепции
«конца истории». Последующее развитие событий вынудило ученого
скорректировать свои взгляды с учетом происшедших перемен, признать
наличие многочисленных угроз для самого существования человечества. В
своих последних публикациях Ф.Фукуяма связывает надежды на
формирование нового миропорядка с модернизаторской ролью Соединенных
Штатов в глобальном масштабе, а условием ее выполнения считает признание
американской элитой принципов коллективизма и многополярности.
Для позиции либерализма в вопросе о путях становления нового
миропорядка характерны основные положения, формулируемые Ф.Фукуямой в
работе «Америка на распутье. Демократия, власть и неоконсервативное
наследие». Первое: внешняя сила эффективна там, где она «подталкивает»
преобразования, к которым народ уже подготовлен, а не там, где навязываемые
ценности и практики рассматриваются как чуждые и враждебные. Второе: