Субъекты политики. Сирота Н.М - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

17
наилучшим образом осуществлять нравственные цели в делах народных и
международных»
1
.
Один из наиболее известных философов XX века К.Поппер в книге
«Открытое общество и его враги» особо подчеркивал значимость такого
аспекта политики, как неотделимость нравственных начал от демократических
институтов. Он проводил мысль о том, что обществу губительно рассчитывать
только на личные нравственные качества политиков, а необходимо создавать,
развивать и охранять политические институты, которые могли бы оградить
граждан от возможных моральных изъянов политиков, проявлений их
своеволия и деспотизма
2
. Согласно К.Попперу, для осуществления демократии
важно сочетание позитивных персональных качеств политиков и хорошо
ориентированных институтов
3
.
Наряду с морализаторским подходом к политике широко распространено
мнение о значимости для нее только результативности. Сторонники этой точки
зрения считают важными для политика только профессиональную
компетентность, специальные знания, личные качества, обеспечивающие
поддержку общества (например, харизму). При таком подходе политические
действия выводятся за рамки моральных критериев.
Отделение политики от морали характерно для традиции, заложенной
итальянским мыслителем Н.Макиавелли. В его работе «Государь» политика
исследуется как область столкновения личных и групповых интересов,
свободная от нравственности. Морали отводится роль главным образом
регулятора частной жизни политиков.
Политика часто рассматривается как «грязное», аморальное занятие,
манипулирование людьми в корыстных целях. Так, по мнению известного
русского философа Н.А.Бердяева, политика самая зловещая форма
объективации человеческого существования, основанная на лжи
4
.
Причинами аморальности в политике могут быть:
1) возможность корыстного использования власти и ее развращающее
воздействие на управляющих и управляемых;
2) органическая связь политики с интересами людей, далеко не всегда
согласующихся с нормами морали;
3) влияние на политику групповых ценностей, нередко противоречащих
общечеловеческой нравственности;
4) конфликтность политики, генерирующей враждебность по отношению
к соперникам.
Реалии политики, нередко противоречащие нравственным ценностям,
отнюдь не свидетельствуют о неприменимости к ней моральных оценок.
Разведение политики и морали всегда негативным образом воспринималось
общественным мнением. Не случайно апелляции к моральным нормам
1
Соловьев В.С. Соч. В 2-х томах. М., 1989. Т.1. С.260.
2
См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. М., 1992. С.165.
3
Там же. С.167.
4
См.: Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. С.101.