Субъекты политики. Сирота Н.М - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

18
неизменно присутствуют в программах политиков, особенно в предвыборные
периоды.
Нравственные категории добра, чести, долга, совести выступают в
качестве критериев поведения людей во всех областях их деятельности.
Поэтому политика не может не взаимодействовать с моралью, обладающей
свойствами универсальности. Другое дело, на какие моральные ценности
ориентирована политическая деятельность – со знаком плюс или со знаком
минус.
Некоторые ученые и политики подходят к вопросу о сочетании политики
и морали с позиций целесообразности. Так, В.И.Ленин выдвинул тезис о
подчинении морали «классовым интересам» пролетариата. Исходя из него, он
считал нравственной ту политику, которая направлена на ликвидацию
социального гнета, объединяет трудящихся в борьбе за укрепление и
завершение коммунизма
1
. Поэтому насильственные действия по отношению к
классовому противнику расценивались как нравственно оправданные.
Очевидно, что этот тезис суживает сферу нравственного в политике,
открывает широкие возможности для произвольных трактовок интересов
пролетариата и действий, ничего общего не имеющих с этими интересами. Как
известно, И.В.Сталин объяснял чудовищные репрессии 30-х годов обострением
классовой борьбы и необходимостью сохранения власти пролетариата.
Стремление санкционировать политические действия принципами
нравственности, приспособленными к определенным нуждам и интересам,
проявляется и в рассуждениях о формировании в политической сфере «особого
типа морали», о «доразвитии в определенном направлении самой морали».
Один из идеологов перестройки известный экономист Г.Х. Попов,
избранный первым мэром Москвы, так рассуждал о нравственности в политике:
«Если я политик, то имею право маневрировать для достижения цели.
Политика не безнравственна. Она, наоборот, нравственна, но это особый тип
нравственности
2
.
Аналогичной точки зрения на проблему соотношения политики и морали
придерживается политолог О.В.Гаман-Голутвина. Она утверждает, что
политика не безнравственна по определению, поскольку у нее свой базовый
критерий нравственности соответствие национально-государственным
интересам: курс, отвечающий интересам данной страны, квалифицируется как
нравственная политика, противоречащий как аморальная. При этом личная
нравственная состоятельность конкретного политика вопрос второстепенный
3
По мнению О.В.Голутвиной, следует ставить вопрос не о несовместимости
политики и морали, а о существовании специфической политической морали,
отличной от морали приватной, о целесообразности их разведения
4
.
1
См.: Ленин В.И. Полн. собр.соч. Т.41. С.311.
2
Цит. по: Полис. 2000. № 6. С.69.
3
См.: Гаман-Голутвина О.В. О столкновении морального и нравственного в российской политике //Полис.2005.
№3. С.164.
4
Там же. С.165.