Логика и теория аргументации. Скачков А.С. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

7
Универсум выступает в отношении человека в виде упорядоченной, законо-
мерно устроенной реальности только в том случае, если человек проявляет себя
как обладающее сознанием, познающее разумное существо, потому-то основное
содержание понятия «логика» сосредоточено в таких смыслах этого отношения
как «закономерность» и «мышление». Для человека объектом логической про-
блематики является универсум
в аспекте его смысловой (постигаемой разумом,
мыслимой) упорядоченности. В свою очередь, объект логической проблематики в
предметном раскрытии своего содержания предстаёт в трёх основных аспектах.
В первом, предельно широком понимании, словом «логика» обозначают вся-
кую необходимую закономерность во взаимосвязи объективных явлений (условно
это «объектная логика»). В таком смысле наличие логики (логичность
) конста-
тируется применительно к любой объективной закономерности.
Пример
В отношении природных явлений человек констатирует «логичность» того,
что после вспышек на Солнце в ночном небе северных широт появляются «вспо-
лохи». В отношении культурывслед за варварством прогрессивно развиваю-
щиеся человеческие сообщества вступают в стадию цивилизаций; в отношении
параметров функционирования человеческого
организмав результате «сенсор-
ного голода» человек лишается способности мыслить. Это «логика» вещей, фак-
тов, исторического развития и т. п.
Но отнюдь не всегда при использовании термина «логика» речь идёт об объ-
ективных явлениях. Так в случае констатации логичности чьих-либо предполо-
жений мы имеем дело с процессом мышления как
таковым, т. е. с необходимыми
закономерностями во взаимосвязи мыслей познающего субъекта. При этом объ-
ектная закономерность выступает в качестве фундаментальной в отношении за-
кономерности субъектной, последняя является опосредованным отражением объ-
ектной закономерности. Не искажающее закономерности объективных явлений,
но следующее этим закономерностям хотя бы в интуитивном плане мышление
осознаётся как объективно достоверное
и субъективно правильное.
В целом же при таком рассмотрении словом «логика» обозначают закономер-
ности в связях и развитии мыслей (условно – «субъектная логика»).
Пример
В отношении своих рассуждений или рассуждений других людей можно под-
метить такие признаки, как связанность, последовательность, полноту и т. д., что
позволяет говорить о «логичности» (наличии
логики) в таких рассуждениях:
«Рассуждения Иванова логичны (не лишены логики)». В противном случае мы
отмечаем факт нелогичности соответствующих рассуждений.
Пользуясь мышлением непроизвольно, столь же естественно, как дыханием
или постижением окружающего мира при помощи органов чувств, мы, тем не
менее, можем постигать структуру этих процессов. В этом случае применительно
к
процессу мышления нас будут интересовать те мыслительные процедуры и
   Универсум выступает в отношении человека в виде упорядоченной, законо-
мерно устроенной реальности только в том случае, если человек проявляет себя
как обладающее сознанием, познающее разумное существо, потому-то основное
содержание понятия «логика» сосредоточено в таких смыслах этого отношения
как «закономерность» и «мышление». Для человека объектом логической про-
блематики является универсум в аспекте его смысловой (постигаемой разумом,
мыслимой) упорядоченности. В свою очередь, объект логической проблематики в
предметном раскрытии своего содержания предстаёт в трёх основных аспектах.
   В первом, предельно широком понимании, словом «логика» обозначают вся-
кую необходимую закономерность во взаимосвязи объективных явлений (условно
– это «объектная логика»). В таком смысле наличие логики (логичность) конста-
тируется применительно к любой объективной закономерности.

       ™ Пример
   В отношении природных явлений человек констатирует «логичность» того,
что после вспышек на Солнце в ночном небе северных широт появляются «вспо-
лохи». В отношении культуры – вслед за варварством прогрессивно развиваю-
щиеся человеческие сообщества вступают в стадию цивилизаций; в отношении
параметров функционирования человеческого организма – в результате «сенсор-
ного голода» человек лишается способности мыслить. Это «логика» вещей, фак-
тов, исторического развития и т. п.

   Но отнюдь не всегда при использовании термина «логика» речь идёт об объ-
ективных явлениях. Так в случае констатации логичности чьих-либо предполо-
жений мы имеем дело с процессом мышления как таковым, т. е. с необходимыми
закономерностями во взаимосвязи мыслей познающего субъекта. При этом объ-
ектная закономерность выступает в качестве фундаментальной в отношении за-
кономерности субъектной, последняя является опосредованным отражением объ-
ектной закономерности. Не искажающее закономерности объективных явлений,
но следующее этим закономерностям хотя бы в интуитивном плане мышление
осознаётся как объективно достоверное и субъективно правильное.
   В целом же при таком рассмотрении словом «логика» обозначают закономер-
ности в связях и развитии мыслей (условно – «субъектная логика»).

      ™ Пример
   В отношении своих рассуждений или рассуждений других людей можно под-
метить такие признаки, как связанность, последовательность, полноту и т. д., что
позволяет говорить о «логичности» (наличии логики) в таких рассуждениях:
«Рассуждения Иванова логичны (не лишены логики)». В противном случае мы
отмечаем факт нелогичности соответствующих рассуждений.

   Пользуясь мышлением непроизвольно, столь же естественно, как дыханием
или постижением окружающего мира при помощи органов чувств, мы, тем не
менее, можем постигать структуру этих процессов. В этом случае применительно
к процессу мышления нас будут интересовать те мыслительные процедуры и
                                       7