Культура России второй половины XV - XVII веков. Скребнев В.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рабочий лист 1
Прочитайте документы и ответьте на вопросы.
Документ 1
1
О благоверные христиане русские! Кто по многим землям плавает, тот во многие беды попадает и веру христианскую
теряет. Я же, рабище божий Афанасий, исстрадался по вере христианской. Уже прошло четыре Великих поста, и четыре
Пасхи прошли, а я, грешный не знаю, когда Пасха или пост, ни Рождества Христова не соблюдаю, ни других праздников, ни
среды, ни пятницы не соблюдаю: книг у меня нет. Когда меня пограбили, книги у меня взяли. И я от многих бед пошел в
Индию, потому что на Русь мне идти было не с чем, не осталось у меня никакого товара. Первую Пасху праздновал я в Каи-
не, а другую Пасху в Чапакуре в Мазандаранской земле, третью Пасхув Ормузе, четвертую Пасху в Индии, среди бесер-
мен, в Бидаре, и тут много печалился по вере христианской.
Вопросы к документу 1:
Назовите выдающееся произведение русской литературы второй половины XV столетия, которому принадлежит приве-
денный выше отрывок текста. Чем оно отличается от подобных произведений XII – XIII вв.? Что Вам известно об истории
его создания? Кто является его автором?
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Документ 2
2
В год 5457 (51 до н.э.) Август, кесарь римский пошел в Египет, где царствовали правители из египетского рода Птоле-
меев, со своими воеводами. И встретил его Ирод, сын Антипатра, помогая ему с великой охотой и воинами, и пищей, и да-
рами. И бог вручил Египет и Клеопатру в руки Августу. Август же начал собирать дань со всей вселенной. Брата своего
Патрикия поставил царем Египта; Августалия, другого брата своего, поставил властелином Александрии, Ирода же, сына
Антипатра, аскалонитянина, за то, что тот почтил его, поставил царем над иудеями в Иерусалиме; Азию же вручил Евлагер-
ду, родичу своему; Илирика же, брата своего, поставил правителем в верховьях Истра; а Пиона учредил правителем в Золо-
тых землях, которые ныне называются Угорской землей; а Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в города
Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадаю-
щей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прус-
ской землей.
И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Нов-
города и сказал им: «О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали
бы к себе из тамошних родов правителя». Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, кото-
рый был из римского рода Августа-царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним кня-
жить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второйСинеус, а
третийплемянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем вели-
кий князь Рюрик.
А четвертое колено от великого князя Рюрикавеликий князь Владимир, который просветил Русскую землю святым
крещением в году 6496 (988). А от великого князя Владимира четвертое коленоправнук его Владимир Всеволодович Мо-
номах.
Вопросы к документу 2:
Фрагмент какого произведения русской литературы конца XV – начала XVI вв. приведен выше? Каково его политиче-
ское и литературное значение?
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
1
Памятники литературы Древней Руси: вторая половина XV века. – М., 1982. – С. 465.
2
Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1984. – С. 427.