Культура России второй половины XV - XVII веков. Скребнев В.А. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Документ 3
3
Даже от вышней и от всемогущей, все в себе содержащей, десницы божьей, которой цари царствуют и которой великие
славятся и могучие, возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя великого князя, пра-
вославного христианского царя и владыки всех, браздодержателя святых божьих престолов, святой вселенской соборной
апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, который вместо римского и константинополь-
ского владык воссиял. Ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова-
града, церковные двери внуки агарян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима, державного твое-
го царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей под-
небесной больше солнца светится.
Так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в
едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. И следует тебе, царь, это блюсти со страхом божьим,
убойся бога, давшего тебе это, не надейся на золото и богатство, и славу: все это здесь собирается и здесь, на земле, остается.
Вопросы к документу 3:
Строки из какого произведения XVI столетия приведены выше? Дайте характеристику его основополагающих идей.
Что Вам известно об его авторе? Как Вы думаете, почему именно в это время зародились подобные теории?
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Документ 4
4
Как устроить дом хорошо и чисто. Согрев утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюдца, ставцы; ложки
и всякие сосуды. То же сделать после обеда и вечером. Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки также всегда
вымыть, вычистить, высушить, положить в чистое место. Все сосуды и принадлежности должны быть всегда чисты, не
должны разбрасываться по скамьям, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже
в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы всегда было чисто. Пред нижним крыльцом сена положить
для вытирания ног. Чтобы не загрязнить лестницы и сеней, положить перед дверью или рогожку, или старый войлок. В гряз-
ную погоду у нижнего крыльца сено переменить, равно как рогожку или войлок. За всем этим жена должна смотреть, всему
она должна учить слуг и детей, добром и лихом: коли не действуют словапобоями. Но если муж увидит, что у жены и слуг
нет порядка и делается не так, как здесь написано, то должен он жену научить. Когда она делает все как следует, то заслужи-
вает любви и жалования; если же она не живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит испол-
нять, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а наказав, пожалует и скажет доброе слово. Должно наказывать с лю-
бовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. Со слугами и детьми по-
ступать так же: наказать по вине и побить, потом пожаловать.
Но если жена, или сын, или дочь слова и приказания не слушают, не боятся, не делают того, что муж, отец или мать по-
велевают, то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине, не при людях наказать. За какую-либо вину не бить по
уху, по лицу, под сердце кулаком, пинком, не колоть посохом, ничем железным и деревянным не ударять. Тот, кто в сердцах
так бьет, может большой вред причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки или ноги. Должно бить плетью и разумно, и
больно, и страшно, и здорово. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительное, снять рубашку и
плеткою вежливенько побить, за руки держа, да побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово. Да чтобы люди этого не
видели и не слышали.
Вопросы к документу 4:
Отрывок из какого известного литературного труда XVI в. приведен выше? Каковы центральные идеи данного произве-
дения? Кто, по мнению большинства исследователей, является его автором?
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
3
Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1984. – С. 437.
4
Хрестоматия по истории России : учеб. пособие / сост. : А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2006. – С.
132.