Культура России второй половины XV - XVII веков. Скребнев В.А. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Изволением отца и помощью сына и свершением святого духа, по повелению благочестивого царя и великого князя
Ивана Васильевича всея великия России самодержца и по благословению преосвященного Макария митрополита всея Русии
многие церкви воздвигались в царствующем граде Москве и по окрестным местам и по всем городам царства его, особенно
же в новокрещенном месте, в городе Казани и в пределах ее. И все эти святые храмы благоверный царь украшал чтимыми
иконами и святыми книгами, и сосудами и ризами и прочими церковными вещами, по преданию и по правилам святых апо-
столов и богоносных отцов и по постановлению благочестивых царей греческих, в Царьграде царствовавших, – великого
Константина и Юстиниана и Михаила и Феодоры и прочих благочестивых царей, в свое время бывших. И поэтому благочес-
тивый царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии повелел покупать святые книги на торгу и полагать их во святых
церквахпсалтыри, евангелия, апостолы и прочие святые книги. Но из них мало оказалось годных, остальные же все иска-
жены несведущими и неразумными переписчиками, а иные оттого, что пишущие оставляли их без исправления. И это стало
известно царю, и он начал размышлять, как бы издать печатные книги, как у Греков, и в Венеции, и в Италии, и у прочих
народов, чтобы впредь святые книги излагались правильно. И так возвещает мысль свою преосвященному Макарию митро-
политу всея Руси. Святитель же, услыхав, весьма обрадовался и, воздав благодарение богу, сказал царю, что мысль эта ни-
спослана богом и есть дар, нисходящий свыше. И так, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Василье-
вича всея Русии и по благословению преосвященного Макария митрополита начали изыскивать мастерство печатных книг в
год 61-й восьмой тысячи; в 30-й же год царствования его благоверный царь повелел устроить на средства своей царской каз-
ны дом, где производить печатное дело.
И, не жалея, давал от своих царских сокровищ делателям, диакону церкви Николы чудотворца Гостунскому Ивану Фе-
дорову да Петру Тимофееву Мстиславцу на устройство печатного дела и на их обеспечение до тех пор, пока дело их не при-
шло к завершению. И начали печатать впервые эту святую книгу, Деяния апостольские и послания соборные и святого апо-
стола Павла послания в год 7070 первый (1563), апреля 19-го, на память преподобного отца Иоанна Палеврета, т.е. из древ-
ней Лавры. Окончены же были в год 7070 второй (1564), марта в 1 день при архиепископе Афанасии, митрополите всея Ру-
сии, в первый год святительства его, во славу всемогущей живоначальной Троицы отца и сына и святого духа. Аминь.
Вопрос к документу 7:
О каком событии в культурной жизни России XVI столетия говорится в приведенном выше документе?
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Документ 8
8
Та же Пилат, поехав от нас, на Мезени достроя, возвратился в Москву. И прочих наших на Москве жарили да пекли:
Исаию сожгли, и после Авраамия сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число бог изо-
чтет.
Чюдо, как то в познание не хотят приити: огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые то апостоли
научили так? Не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолом так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею в веру
приводить. Но господем реченно ко апостолам сице: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет
креститсяспасен будет, а иже не имет верыосужден будет». Смотри, слышателю, волею зовет Христос, а не приказал
апостолом непокоряющихся огнем жечь и на висилицах вешать! Татарской бог Магмет написал во своих книгах сице: «Не-
покаряющихся нашему преданию и закону повелеваем главы их мечем подклонити». А наш Христос ученикам своим нико-
гда так не повелел. И те учители явны яко шиши антихристовы, которые, приводя в веру, губят и смерти предают; по вере
своей и дела творят таковы же. Писано во Евангелии: «Не может древо добро плод зол творити, ниже древо зло плод добр
творити: от плода бо всяко древо познано бывает».
Да што много говорить? Аще бы не были борцы, не бы даны быша венцы. Кому охота венчатца, не по што ходить в
Персиду, а то дома Вавилон! Ну-тко, правоверне, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, прекрестися знамением спаси-
теля нашего Христа, пятью персты, яко же прияхом от святых отецвот тебе царство небесное дома родилось! Бог благо-
словит: мучься за сложение перст, не рассуждай много! А я с тобою же за сие о Христе умрети готов. Аще я и не смыслен
гораздо, неука человек, да то знаю, что вся в церкви, от святых отец преданная, свята и непорочна суть. Держу до смерти,
яко же приях, не прелагаю предел вечных: до нас положено; лежи оно так во веки веком! Не блуди, еретик, не токмо над
жертвою Христовою и над крестом, но и пелены не шевели. А то удумали со дьяволом книги перепечатать, вся переменить:
крест на церкви и на просвирах переменить, внутрь олтаря молитвы иерейские откинули, ектеньи переменили, в крещении
явно духу лукавому молитца велят, – я бы им и с ним в глаза наплевал! И около купели против солнца лукаво-ет их водит,
7
У истоков русского книгопечатания / пер. М.В. Щепкиной. – М., 1959. – С. 216 – 220.
8
Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. – М., 1989. – С. 387–388.