История древней Руси. Скворцов Ю.Е. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

7
тить или подавить их открытое столкновение, а также обеспечить взаимоотношения в общине
на новых основаниях.
Такой силой становится государство, пришедшее на смену родовому устройству.
Его характерные черты:
1) разделение подданных не по родам, а по территориям (граждане), т.к. связь личности с
родом перестала быть необходимой;
2) утверждение общественной (публичной) власти, которая не совпадает непосредственно с
населением, осуществлявшим ранее самоуправление;
3) наличие органов подавления и принуждения (полиция, тюрьмы, армия), т.к. морального
авторитета, на основе которого управлялось родовое общество, было недостаточно. Наличие
армии, как части государства, вызывалось также и усилением конкуренции между различными
государствами.
Именно с появлением государства человечество окончательно вступает в эпоху цивилиза-
ции. (Сам термин от лат. civilis - гражданский, государственный).
Основные черты этой ступени общественного развития следующие:
I. В экономическом отношении: 1) полное общественное разделение труда и расцвет выте-
кающего из этого обмена товаров между отдельными лицами, а также объединяющее эти два
процесса частное товарное производство; 2) на место коллективного присвоения продуктов
приходит возможность присвоения их отдельными частными лицами и возникновение в ко-
нечном счете частной собственности; 3) совершенствование средств производства, позво-
ляющее производить больше, чем потреблять, с одной стороны, и наличие растущего числа
членов общества, лишившихся средств к существованию, а также пленных чужеземцев - с дру-
гой, обусловили возможность эксплуатации человека человеком. На первом этапе существова-
ния цивилизации господствующей формой такой эксплуатации стала эксплуатация рабского
труда. Именно он был господствующей формой производства;
4) безраздельное господство ручного труда.
II. В социально-политическом плане: 1) на место родового строя
приходит общество, расколотое на классы; 2) у подавляющей части населения отсутствует лич-
ная свободы (рабы); 3) связующей силой цивилизованного общества служит государство как
сила, ставящая себя над обществом и призванная регулировать общественные процессы, но ре-
ально защищающая интересы в первую очередь экономически господствующего класса. Ши-
рокие массы общества оказывали влияние на политику государства через классовую борьбу в
форме стихийных выступлений и восстаний.
III. В нравственно-психологическом плане принуждение и насилие выступают как основ
-
ные методы решения общественных задач и возникавших противоречий. Индивидуальная лич-
ность не воспринималась как высшая человеческая ценность. Низкая вооруженность человека
в процессе производства обусловила определяющую роль природы в сфере взаимодействия
человека с ней.
Таковы основные моменты, характеризующие вступление человечества в эпоху цивилиза-
ции на поздних ступенях варварства.
Общественно-историческое
развитие как целостность на каждом отдельном историческом
этапе складывается из различных пространственно-локальных цивилизаций.
Первые рабовладельческие государства ("древнейшие цивилизации") существовали в IV-II
тыс. до н. э. Это прежде всего шумеро-вавилонская цивилизация и Древний Египет (IV-I тыс.
до н. э.), доассирийская цивилизация в долине Инда (III тыс. до н. э.), Древний Китай (II тыс.
до н. э.), цивилизации майя и ацтеков на территории Мексики и Перу в Латинской Америке
(I тыс. до н. э.).
Возникновение и развитие древнейших цивилизаций связано, как правило, с наличием осо-
бых благоприятных условий для зарождения ирригационного земледелия в долинах крупных
рек. Еще одним фактором раннего складывания их государственности стала необходимость
создания и поддержания в порядке ирригационных систем.
Это было время великих изобретений и открытий. В Шумере примерно в 3300 г. до н. э.
появился первый вид письменности (клинопись), в Египте родилось иероглифическое письмо.
тить или подавить их открытое столкновение, а также обеспечить взаимоотношения в общине
на новых основаниях.
    Такой силой становится государство, пришедшее на смену родовому устройству.
    Его характерные черты:
    1) разделение подданных не по родам, а по территориям (граждане), т.к. связь личности с
родом перестала быть необходимой;
    2) утверждение общественной (публичной) власти, которая не совпадает непосредственно с
населением, осуществлявшим ранее самоуправление;
    3) наличие органов подавления и принуждения (полиция, тюрьмы, армия), т.к. морального
авторитета, на основе которого управлялось родовое общество, было недостаточно. Наличие
армии, как части государства, вызывалось также и усилением конкуренции между различными
государствами.
    Именно с появлением государства человечество окончательно вступает в эпоху цивилиза-
ции. (Сам термин от лат. civilis - гражданский, государственный).
    Основные черты этой ступени общественного развития следующие:
    I. В экономическом отношении: 1) полное общественное разделение труда и расцвет выте-
кающего из этого обмена товаров между отдельными лицами, а также объединяющее эти два
процесса частное товарное производство; 2) на место коллективного присвоения продуктов
приходит возможность присвоения их отдельными частными лицами и возникновение в ко-
нечном счете частной собственности; 3) совершенствование средств производства, позво-
ляющее производить больше, чем потреблять, с одной стороны, и наличие растущего числа
членов общества, лишившихся средств к существованию, а также пленных чужеземцев - с дру-
гой, обусловили возможность эксплуатации человека человеком. На первом этапе существова-
ния цивилизации господствующей формой такой эксплуатации стала эксплуатация рабского
труда. Именно он был господствующей формой производства;
4) безраздельное господство ручного труда.
    II. В социально-политическом плане: 1) на место родового строя
приходит общество, расколотое на классы; 2) у подавляющей части населения отсутствует лич-
ная свободы (рабы); 3) связующей силой цивилизованного общества служит государство как
сила, ставящая себя над обществом и призванная регулировать общественные процессы, но ре-
ально защищающая интересы в первую очередь экономически господствующего класса. Ши-
рокие массы общества оказывали влияние на политику государства через классовую борьбу в
форме стихийных выступлений и восстаний.
    III. В нравственно-психологическом плане принуждение и насилие выступают как основ-
ные методы решения общественных задач и возникавших противоречий. Индивидуальная лич-
ность не воспринималась как высшая человеческая ценность. Низкая вооруженность человека
в процессе производства обусловила определяющую роль природы в сфере взаимодействия
человека с ней.
    Таковы основные моменты, характеризующие вступление человечества в эпоху цивилиза-
ции на поздних ступенях варварства.
    Общественно-историческое развитие как целостность на каждом отдельном историческом
этапе складывается из различных пространственно-локальных цивилизаций.
    Первые рабовладельческие государства ("древнейшие цивилизации") существовали в IV-II
тыс. до н. э. Это прежде всего шумеро-вавилонская цивилизация и Древний Египет (IV-I тыс.
до н. э.), доассирийская цивилизация в долине Инда (III тыс. до н. э.), Древний Китай (II тыс.
до н. э.), цивилизации майя и ацтеков на территории Мексики и Перу в Латинской Америке
(I тыс. до н. э.).
    Возникновение и развитие древнейших цивилизаций связано, как правило, с наличием осо-
бых благоприятных условий для зарождения ирригационного земледелия в долинах крупных
рек. Еще одним фактором раннего складывания их государственности стала необходимость
создания и поддержания в порядке ирригационных систем.
    Это было время великих изобретений и открытий. В Шумере примерно в 3300 г. до н. э.
появился первый вид письменности (клинопись), в Египте родилось иероглифическое письмо.
                                              7