История Тамбовского края: век XX-й. Слезин А.А - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Не однозначно складывались и отношения консервативных общественно-политических объединений с
православной церковью.
С одной стороны, Тамбовский Союз русских людей изначально зародился в кругу лиц, близких к редакции
официального органа Тамбовской епархии журнала "Тамбовские епархиальные ведомости". На страницах этого
журнала союз печатал свои очерки, листовки, протоколы общих собраний. Его торжественное открытие и об-
щие собрания проходили в здании Серафимовского духовного училища. Первым председателем Тамбовского
Союза русских людей (до сентября 1906 г.) был ректор духовной семинарии архимандрит Федор. В составе ру-
ководящего органа, как и среди членов союза, было немало представителей клира. Неоднократно участвовал в
его торжественных мероприятиях, присылал свои приветствия и благословения епископ Тамбовский и Шацкий
Иннокентий, характеризовавшийся за это либеральными газетами как "великий черносотенник, стоящий во
главе черносотенников".
С другой стороны, накануне выборов в I Государственную Думу публикуется обращение Святейшего Си-
нода, запрещающее церковнослужителям участие в политических партиях. 18 сентября 1906 г. священники 2-го
Козловского благочиннического округа ходатайствуют на съезде депутатов Серафимовского училищного окру-
га о запрещении Тамбовскому Союзу русских людей устраивать собрания в здании Серафимовского училища.
Запрет мотивировался тем, "что эти собрания приносят пыль и грязь, изветшивают полы, мебель, окраску стен,
требуют наряда особой прислуги и тем наносят ущерб экономии училища; с другой стороны, духовенство по-
лагает, что учебное заведение не может быть притоном какой-либо политической партии, местом для митингов;
наконец, духовенство опасается и за существование самого здания, которое, вследствие ненависти и злобы ме-
жду политическими партиями, может быть разрушено или повреждено". Съезд удовлетворил это ходатайство и
постановил "просить Правление училища впредь не допускать каких-либо собраний в здании училища, не
имеющих отношения к училищному делу, в особенности политического характера". Такая перестраховка пока-
залась чрезмерной епископу Тамбовскому и Шацкому Иннокентию. Его резолюции гласила: "Это постановле-
ние было бы понятно, если бы учинили его о.о. польские ксендзы или иудейские раввины, но в устах русского
православного духовенства оно не только странно, но и грустно. Русским людям, сплотившимся ради сохране-
ния основ русской жизни в смутное время, отказывает в гостеприимстве русское православное духовенство!
Борцов за господство православной веры в русском государстве гонят вон православные иереи! … Странно и
грустно, непонятно и обидно за само духовенство. … Настоящее постановление, в мотивах которого так много ме-
лочности, скопидомства, равного плюшкинскому, фальшивой тревоги и ложного страха, не утверждается".
20 сентября 1906 г. на заседании II пастырского собрания духовенства Тамбовской епархии раздались го-
лоса порицания членам Тамбовского Союза русских людей С.Д. Бельскому и Н.И. Дмитревскому за их участие
в политической организации. Некоторые депутаты в резких выражениях осудили "реакционную, противную
всякому прогрессу" деятельность Союза русских людей. На собрании Тамбовского Союза русских людей 22
октября 1906 г. некая "госпожа А." заявила, что "частная жизнь членов союза не ограждена от нападок, ибо
священник П.Б. высказал ей через ее мужа порицание за посещение собраний Союза русских людей". Такая
позиция в значительной степени обусловливалась тем, что священники боялись мести со стороны революцио-
неров, не были уверены в получении защиты от правительства и в большинстве своем уклонялись от любой
политической деятельности.
Консервативные общественно-политические организации, защищая самодержавие и православие, стали
объектом травли и угроз (нередко приводимых в исполнение) со стороны политических оппонентов. Со стра-
ниц центральных и местных либеральных газет в их адрес следуют обвинения в "реакционности", "кровожад-
ности" и т.п. На борьбу с "черносотенцами" выступили и леворадикальные партии, которые в отличие от кон-
сервативных объединений Тамбовской губернии, не совершивших ни одной противоправной акции, перед на-
силием не останавливались.
"Организация черной сотни" стала, одним из пунктов смертного приговора, вынесенного Тамбовской ор-
ганизацией Партии социалистов-революционеров советнику губернского правления Г.Н. Луженовскому. Эсер-
ка М.А. Спиридонова 16 января 1906 г. расстреляла его на перроне Борисоглебского вокзала разрывными пуля-
ми.
2 мая 1906 г. семинарист В.А. Грибоедов, активный участник революционных демонстраций, покушался
на жизнь председателя Тамбовского Союза русских людей, ректора духовной семинарии архимандрита Федора,
"пользовавшегося, – как подчеркивал начальник Тамбовского губернского жандармского управления, – среди
революционеров репутацией «ярого черносотенника»".
Борисоглебский уездный исправник, сообщая губернатору об образовании отдела Союза русского народа,
объяснял "вялость" его работы боязнью мести со стороны революционеров, особенно вероятной после покуше-
ния на председателя Главного Совета Союза русского народа А.И. Дубровина.
Угрожающие письма с эпиграфом "смерть человеконенавистнику", "смерть черносотеннику" неоднократ-
но получал почетный председатель Козловского Союза русских людей А.С. Жихарев.
В результате, отвергаемые правящей элитой, терроризируемые политическими оппонентами, консерватив-
ные общественно-политические организации были обречены на упадок и угасание. Самодержавие так и не
осознало необходимости создания собственной партии власти. Политика правительства в этом направлении
осталась неизменной, что стало одной из причин катастрофы самодержавия в 1917 г.