История Тамбовского края: век XX-й. Слезин А.А - 35 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

В 1938 г. Костриченко был обвинен во вражеской деятельности и объявлен одним из главных ответствен-
ных за ошибки в антирелигиозной работе. В частности, именно отсутствием политической бдительности Кост-
риченко, Каспарова и других бывших ответственных партработников объяснялось существование в Сухотинке
"контрреволюционного гнезда": "Монашки жили в доме инвалидов, получали пенсию ипроводили работу,
направленную к организации контрреволюции. Они говорили, что Советская властьантихристы. Изо дня в
день они прививали там различные контрреволюционные толки".
В Мичуринском районе раскрыли "контрреволюционную религиозную организацию". Главное обвинение
в целях срыва выборов в Верховный Совет СССР скупали всю литературу по выборам, а затем сжигали ее.
В Ракшинском районе группа верующих была обвинена в поджоге церкви. Действие в духе безбожников
на этот раз открыто осуждалось, потому то церковь использовалась как зернохранилище.
Популяризировали антирелигиозные частушки. Симптоматично, что социалистическая индустриализация
и сплошная коллективизация родили новый тип антирелигиозных частушек:
"Поп на паперти басит:
Бог колхозы поразит.
А пионеры вдруг в ответ:
Полно, батя, бога нет.
Октябренок у порога
Заявил: "Не верю в бога",
Хлеб дает нам не Христос,
А машины и колхоз".
Вновь в антирелигиозной пропаганде господствовал "вульгарный" атеизм. Показательна в этой связи и
книга "Молодежь и религия", изданная Государственным антирелигиозным издательством в 1938 г. Ее автор Ф.
Олещук успехи безбожия показывал, сравнивая рост и вес молодых немцев Поволжья с подобными показате-
лями в Германии. Кризис антирелигиозной работы Ф. Олещук объяснял по стандартам времени вражеской ра-
ботой: "Враги народа, естественно, заинтересованы в том, чтобы сохранить религию и реакционное духовенст-
во в нашей стране. Поэтому они стремились притупить бдительность трудящихся, отвести их внимание от
борьбы с религией, с реакционным духовенством. В этих целях враги народа всячески распространяли "теории"
о том, что религия уже отмерла в СССР, что антирелигиозную работу пора свернуть".
В 1938 г. местные организации СВБ стали понемногу восстанавливаться, состоялся даже пленум ЦС СВБ,
принявший программу активизации религиозной деятельности. В 1939 г. при помощи ячеек СВБ в Тамбовской
области было ликвидировано 95 церквей. Но по существу это была предсмертная агония безбожного движения.
Руководство партии и страны все более осознавало, что при благоприятных для сторонников безбожия внеш-
них показателях, истинная религиозность (как вера глубокая и непоказная) практически не уменьшается. Во
время Всесоюзной переписи населения верующие отказывались отвечать на вопросы переписного листа или
отвечали "контрреволюционно". Современные исследователи считают, что таких "контрреволюционеров" было
около половины населения. Власть потеряла интерес к организации безбожников, а без поддержки власти СВБ
было явно не выжить. Формально союз существовал вплоть до 1947 г., но фактически бездействовал уже с са-
мого начала Великой Отечественной войны, которая заставила не только народ, но и власть вспомнить о Боге.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 1991. 400 с.
2 Алексеев В.А. Рекруты безбожной пятилетки // Перспективы. 1991. 4. С. 90 – 98.
3 Алленов А.Н., Просветов Р.Ю. Социальное сопротивление тамбовского крестьянства религиозной поли-
тике советской власти в 1929 1930 гг. // Социальная история российской провинции в контексте модернизации
аграрного общества в XVIII – ХХ вв.: Мат. междунар. конф. Тамбов, 2002. С. 490 – 495.
4 Антимонов М.Ю. Церковь, государство и школа конца 1930-х годов: точки соприкосновения (на мате-
риалах Тамбовской области) // Труды кафедры истории и философии Тамбовского государственного техниче-
ского университета. Вып. 3. СПб., 2005. С. 121 – 126.
5 Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. 1917 – 1932. М.: ОГИЗ, 1932. 527 с.
6 Громов Е.С. Сталин: искусство и власть. М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. С. 49 – 56.
7 Кашеваров А.Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской
Православной Церкви, 1917 – 1941. СПб., 1995. 138 с.
8 Кученкова В. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992. 184 с.
9 Лебина Н.Б. Деятельность "воинствующих безбожников" и их судьба // Вопросы истории. 1996. 5–6.
С. 154 – 157.
10 Левин О.Ю., Просветов Р.Ю., Алленов А.Н. Кирсанов Православный. М.: Пробел, 1999. 176 с.
11 Русская Православная Церковь в советское время (1917 – 1991): Мат. и док. по ист. отнош. между гос-
ом и церковью // Сост. Г.М. Штриккер, 1995. Кн. 1. 399 с. Кн. 2. 462 с.
12 Фирсов С.Л. Была ли безбожная пятилетка? // Независимая газета. 2002. 30 окт.
13 Шитц И.И. Дневник "великого перелома" (март 1928 – август 1931). Париж: Имка-пресс, 1991. 325 с.