История Тамбовского края: век XX-й. Слезин А.А - 34 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А ведь именно в начале 1932 г. в Москве проходила XVII партийная конференция, сформулировавшая
главную политическую задачу второй пятилеткиокончательно ликвидировать капиталистические элементы и
классы вообще, полностью уничтожить причины, порождавшие классовые различия и эксплуатацию, преодолев
пережитки капитализма в экономике и сознании людей, превратив все трудящееся население страны в созна-
тельных и активных строителей бесклассового социалистического общества. Разумеется, с точки зрения ком-
мунистических идеологов сознательные и активные строители нового общества не могли быть людьми религи-
озными. Следовательно, необходимо было ожидать усиления антирелигиозной деятельности.
В советской исторической литературе периода перестройки в связи с этим обычно упоминалось разраба-
тывание планов так называемой безбожной пятилетки. Однако ни в фонде СВБ в ГАРФ, ни в опубликованных
заявлениях руководителей СВБ нам не удалось обнаружить свидетельств о причастности к этим планам Союза
воинствующих безбожников. Приходится согласиться с петербургским профессором С.Л. Фирсовым, который
приписывает разработку плана Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б). По этому плану к 1932 1933 гг.
должны были закрыться все церкви, молитвенные дома, синагоги и мечети; к 1933 1934 гг. – исчезнуть все рели-
гиозные представления, привитые литературой и семьей; к 1934 1935 гг. – страну необходимо было охватить то-
тальной пропагандой; к 1935 1936 гг. должны были исчезнуть последние молитвенные дома и все священно-
служители; а к 1936 1937 гг. – религию требовалось изгнать из самых укромных ее уголков.
СВБ в таком виде план "безбожной пятилетки" никогда не обнародовал. Более того, уже в 1932 г. стала
проявляться тяга его лидеров к более последовательной научно-атеистической пропаганде. С 1934 г. Исполни-
тельное бюро Центрального Совета СВБ не собиралось. В документах не раз встречаются фразы о почти пол-
ном прекращении работы союза в некоторых местностях. Сами безбожники некоторое затишье в своей работе
нередко объясняли успехами в массовом отказе населения от религиозных убеждений. Например, афиширова-
лось обследование условий жизни трехсот сельских жителей в период весеннего сева 1932 г. Подчеркивалось,
что 75 % колхозников усердно трудились и в дни религиозных праздников. На самом деле крестьяне были про-
сто запуганы жестокими методами установления внутриколхозной дисциплины. К тому же другое обследова-
ние показало, что около половины колхозников и в 1934 г. соблюдали религиозные праздники и обряды.
Более убедительной выглядит точка зрения все того же С.Л. Фирсова: на фоне все усиливавшейся классо-
вой борьбы по мере продвижения общества к социализму специальная антирелигиозная работа становилась все
менее актуальной. Инициатива переходила в руки карательных органов, разоблачавших не только деятельность
"контрреволюционеров-религиозников", но и зачастую тех, кто совсем недавно их разоблачал. Выдвигалась
задача в первую очередь разоблачать контрреволюционную классовую роль религии и "контрреволюционные
религиозные вылазки врага".
Бесспорно, значительно легче, чем вести настойчивую пропаганду, заклеймить верующего как очередного
врага народа. Например, заявила комсомолка тамбовского завода "Ревтруд" Шикина на политзанятиях, что "и
попа можно избрать в советы, потому что среди попов есть хорошие люди" – и тут же ее высказывание было
объявлено антисоветским.
Кстати, в Тамбове в 1937 г., к которому относится высказывание Шикиной, официально насчитывалось
два православных прихода и две секты баптистов. Им противостояло 29 ячеек СВБ общей численностью 1575
человек. Но при этом в отчетах партийных и комсомольских органов подчеркивалось, что антирелигиозная ра-
бота по-прежнему остается "в забвении у большинства наших работников".
Власти были потрясены результатами переписи населения 1937 г., показавшей, что не менее половины
взрослого населения страны все еще считают себя верующими. В какой-то мере поводом к активизации дея-
тельности СВБ стала резолюция февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) о подготовке партийных органи-
заций к выборам в Верховный Совет СССР по новой избирательной системе. Партийно-политическая работа, в
том числе и антирелигиозная должна была корректироваться и усиливаться.
Как известно, Конституция СССР 1936 г. по многим внешним характеристикам была значительно демо-
кратичнее Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции СССР 1924 г. В частности, резко расширялся круг поль-
зующихся избирательными правами. С точки зрения властей, этим в корыстных интересах воспользовались
служители религиозного культа. В Тамбове был подвергнут травле протоирей Поспелов. Главное обвинение:
посмел под новым флагом протаскивать свою чуждую идеологию.
Дело в том, что Поспелов прислал в редакцию "Тамбовской правды" письмо и текст своей лекции. Там он
утверждал, что "советская власть, существующая в нашей стране с фактического сознания или признания на-
родного есть не только законная, но и богоустановленная власть". Общественные язвы и грехи подавались, как
вызвавшие революцию в качестве кары на них. Революция рассматривалась как остро-заразная эпидемия, коей
присуще неудержимое стремление перебрать все страны. Счастье нашей страны виделось в том, что она первой
благополучно пережила эту болезнь и получила как бы вторую молодость.
Спорная, но интересная теория Поспелова, разумеется, однозначно была подвергнута острой критике.
Причем "разоблачая" Поспелова, местный партийный функционер Костриченко фактически прямым текстом (в
отличие от Поспелова) вел самую настоящую религиозную пропаганду, хоть и называл ее чушью: "Видите ли,
Советская власть является властью богоустановленной, отсюда выводмолитесь богу, что он дал такую хоро-
шую власть. Следовательно, веруйте в бога…". Не умея контраргументированно убедить слушателей, Костри-
ченко вновь обращался к пресловутому административному ресурсу: "Нужно организовать работу так, чтобы
врагу в голову не приходило выступить с такими наглыми тезисами".