ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Наиболее интересными в портретном жанре были работы Н. Свищева-Паоло. Он дважды удостаивался
высших наград на тамбовских выставках. Среди фотографов-пейзажистов выделялись работы тамбовских фо-
тографов Тепфера, Красинского, Троицкого, Смирнова и Поплавского (Архангельск). Зрители были заинтере-
сованы и цветными фотографиями Бузни и Булгакова. О популярности второй фотографической выставки сви-
детельствует тот факт, что за неделю ее посетило более 1000 человек.
Третья фотографическая выставка в Тамбове прошла в 1912 г. в залах Питиримовского училища. На ней
широко были показаны достижения современной фотографии. В разделе научной фотографии экспонировались
микрофотографии, этнографические и архитектурные снимки. В художественном разделе были представлены
пейзажи и портреты мастеров из Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Н. Новгорода, Гельсингфорса и других
городов, фотоакварели варшавянина Берлина. Портрет С.В. Рахманинова, выполненный москвичом Б. Пашке-
вичем, был удостоен Почетного отзыва. Боратынский М. представил серию снимков о жизни поэта А.М. Жем-
чужникова. Пейзажные работы с видами Тамбовщины были представлены А. Пестовым и С. Красинским. Вы-
ставка также пользовалась успехом.
За недолгое время своего существования Тамбовское фотографическое общество сделало очень много.
Имевшее в своем составе только 20 членов, общество приобрело всероссийскую известность. Оно помогло жи-
телям Тамбова познакомиться с последними достижениями фотографии, позволило увидеть шедевры фотогра-
фического искусства ведущих мировых мастеров фотографии Рудольфа Дюркопфа, Николая Петрова, Бориса
Пашкевича, Николая Свищева-Паоло и многих других. Зрители были поражены цветными фотоснимками Сер-
гея Прокудина-Горского – первооткрывателя цветной фотографии.
Активная деятельность Тамбовского фотографического общества была замечена в общественностью и
крупными фотографическими организациями Санкт-Петербурга и Москвы. В центральном журнале "Фотогра-
фические новости" стали регулярно появляться заметки о Тамбовском обществе.
В 1914 г. началась Первая мировая война. Поставки фотографического оборудования и материалов из
Германии прекратились. Многие фотографы ушли на фронт. Деятельность фотографических обществ по всей
России приостановилась. Прекратилась и работа Тамбовского фотографического общества. Но не прекратилось
развитие фотографического искусства, не прекратилась тяга человека ко всему новому, интересному, прекрас-
ному.
В истории России наступил тяжелый период – время революций и войн. Людям было не до фотоискусства.
За 10 – 15 лет жизнь в России изменилась коренным образом. Но фотография не умерла. В послереволюцион-
ные годы было очень сложно заниматься фотоделом. Людям не хватало средств на хлеб, а занятие фотографией
всегда было дорогостоящим. Не было в продаже химикатов и фотоаппаратов. Но несмотря на все трудности
люди продолжали заниматься любимым делом. Фотокамеры изготавливали сами.
В середине 1920-х гг. тамбовских фотографов взяла под свой контроль местная ВЧК. Было организовано
Тамбовское научно-фотографи-ческое общество, руководителем которого был работник "органов" Спиан.
В Тамбове продолжали работать старые мастера (О. Енкен, С. Куликов, Д. Моисеев). Они брали патенты
на занятие индивидуальной трудовой практикой, переходили на государственную службу. Некоторые предпри-
ятия сохранили свое производство и при советской власти. Самым знаменитым таким предприятием была фо-
тография Енкена.
Еще в 1881 г. тамбовский крестьянин В. Николаев получил право на открытие фотомастерской. Располага-
лось его ателье в доме К.А. Енкен. В дальнейшем ателье перешло в собственность хозяев здания. Ольга Федо-
ровна Енкен успешно развивала свое предприятие, и со временем фотосалон Енкен стал самым знаменитым в
нашем городе. Удивительно, но особняк, построенный в 1876 г. и оборудованный под фотостудию, в этом каче-
стве сохранился до 1980-х гг. и был снесен в результате строительства нового здания обкома КПСС (достроено
как здание Администрации Тамбовской области). При сносе здания был утрачен уникальнейший фотоархив,
формировавшийся с 1881 г.
В начале 1930-х гг. в Тамбове прошла первая советская выставка картин и фотографий. В ней приняли
участие фотографы-любители и профессионалы: Л. Мотасов, Д. Моисеев, И. Мартынов, С. Куликов и др.
В 1937 г. состоялась областная фотографическая выставка, посвященная 20-й годовщине Октябрьской ре-
волюции. Ее украшением стали работы С. Хабибулина. Во время Великой Отечественной войны Семен Алек-
сандрович работал специальным корреспондентом фотохроники ТАСС и газеты "Известия". Всем тамбовчанам
известны его фотографии, сделанные 22 июня 1941 г. на пл. Ленина, где собравшиеся горожане впервые услы-
шали из репродукторов страшное слово "война", и майские фотографии 1945 г. – победа.… Все это запечатлел
объектив Хабибулина.
После Великой Отечественной войны фотография стала бурно развиваться. Появилось новое поколение
фотографов-профессионалов, тысячи людей занялись любительской фотографией. Изменилась и фототехни-
ка, широко распространились малоформатные аппараты. В Тамбове работало несколько фотоклубов и секций
для молодежи. В них под руководством известных фотомастеров Е. Николаева, С. Коновалова, С. Жукова, В.
Колыхалова начинающие фотографы постигали основы мастерства. Из стен клубов и секций вышло много из-
вестных фотографов, а имена Николая Куксова, Анатолия Самошкина, Вадима Киенко стали всемирно извест-
ными.
В 1958 г. в Тамбове состоялась очередная фотовыставка. На ней было представлено более 80 снимков