История Тамбовского края: век XX-й. Слезин А.А - 42 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

крыватели фотографии в нашем крае? Имена их нам пока неизвестны.
В середине 1870-х гг. в Тамбовской губернии проводились фотосъемки для уникального "Альбома костю-
мов России". В нашем крае работу проводил фотограф А. Шевяков. Альбом был передан на хранение в Санкт-
Петербургскую публичную библиотеку.
Одной из ранних фотографий Тамбова, дошедших до нашего времени, является снимок улицы Большой
(ныне Советская) с видом на Реальное училище (школа 1). На снимке в правом углу видна старинная сторо-
жевая будка, находившаяся некогда у ворот в тамбовскую крепость (сейчас здесь ул. Рахманинова).
Первое стационарное фотоателье в Тамбове было открыто в 1880 г. старейшим тамбовским фотографом
Хрисанфом Даниловичем Бровкиным. В начале ХХ в. в Тамбове работало уже несколько фотоателье: в 1901 г.
открыл свое фотодело рязанский крестьянин И.Е. Епифанов, в 1904 г. – В.Ф. Иванов, в 1905 г. – нижегородский
фотограф А.Ф. Тепфер, обладатель призов и медалей за свои снимки, А. Васильев, в 1910 г. – К. Трофимов и А.
Кузнецов. Наиболее популярной у крестьян и небогатых горожан была фотомастерская С.В. Яркова, открытая в
1904 г. на ул. Обводной (ныне Пролетарская). В фотоателье Тамбова работали более 20 фотографов, среди них
И. Ставиский, С. Каменский, Н. Журавлев, А. Вавилин, Ф. Авдеев, В. Добронравов, Н. Григорьев, А. Мар-
квардт, М. Шохин и др.
Фотографы работали в условиях острой конкурентной борьбы, старались привлечь внимание публики вы-
соким качеством, профессионализмом и художественным уровнем своих работ. Много внимания уделялось
оформлению фотографий. Люди годами ходили к одному мастеру: отцы, дети, внуки. Негативы в архивах фо-
тоателье должны были храниться вечно. Однако уже в ХХ веке многие фотоархивы были утрачены как в силу
объективных, так и субъективных причин.
В дополнение к стационарным фотосалонам широко была распространена так называемая "моментальная"
фотография. Фотографию клиент получал в течение нескольких минут, а сам процесс напоминал принцип дей-
ствия аппаратов "Polaroid". Занимались эти видом деятельности "бродячие" фотографы на ярмарках, в местах
массовых гуляний.
В конце XIX века появилась "пикториальная" ("живописная" – англ.) фотография, ставшая одним из самых
заметных явлений в художественной фотографии рубежа веков. Основоположником ее считается английский
фотограф Генри Робинсон (1830 – 1901). Он одним из первых стал рассматривать фотографию как вид изобра-
зительного искусства, сравнивая ее с живописью. Пикториальной фотографии свойственна мягкость рисунка,
некоторая размытость, пластичность изображения. Фотоснимки стилизовались под гравюры, акварели, офорты.
Пикториальных фотографий тамбовских фотографов сохранилось очень мало. Наиболее интересен из них
ночной снимок реки Цны. Техника его исполнения очень сложна, он тонирован слоями золота, многократно
пропечатан. Изображение на нем выглядит объемно, и под разным углом зрения снимок выглядит иначе. Дере-
вья по берегам реки то пропадают, то вновь возникают, а лунная дорожка движется, живет. Подобные фото-
снимки существуют только в одном экземпляре, так как повторить его невозможно.
Труд фотографа в те годы считался высококвалифицированным и хорошо оплачивался. Стоимость фото-
графий была довольно высока. Например, фотография размером 9
× 12 см стоила почти как чайная серебряная
ложка. Фотоснимки отличались высоким техническим и художественным качеством. В фотографическом про-
цессе широко применялись соли золота, платины, редких металлов. В тонировании использовались цианиды и
урановые растворители, ртутные компоненты. Все это свободно продавалось в аптеках и фотографических ма-
газинах. Фотографические товары были в основном импортного производства. Лучшим магазином, торго-
вавшим и фотопринадлежностями, был торговый дом купца М.Л. Шоршорова.
Любительской фотографией в конце XIX – начале ХХ века занимались люди образованные, творческие:
врачи, адвокаты, художники, дворяне, аптекари. Их было мало, так как увлечение являлось недешевым (хоро-
ший фотоаппарат, например, стоил 100 – 250 р.), но эти люди оставили о себе прекрасную память в виде фото-
снимков, фотографических открыток с видами Тамбова и других городов.
С конца XIX века в России стали образовываться многочисленные фотографические общества и кружки.
Их цельсодействие развитию фотографического искусства и сближение фотографов. В марте 1906 г. было
организовано Тамбовское фотографическое общество. Прошение о его создании было подписано известными
тамбовскими фотографами Троицким, Носовым, Соколовым, Гарклавом, Новиковым, Францишиным, Боров-
ским, Виноградовым, Терлецким. Устав общества был утвержден 4 марта 1906 г.
Первым проявлением деятельности общества была организация в 1908 г. конкурса фотографических работ
среди его членов. В 1909 г. общество занялось подготовкой первой выставки фоторабот. Для этого оно стало
сотрудничать с тамбовским Художественным обществом. В январе 1910 г. прошло совместное заседание этих
обществ в залах Нарышкинской читальни. Перед присутствующими был прочитан доклад о цветной фотогра-
фии с показом цветных диапозитивов. Доклад этот вызвал огромный интерес.
Первая фотографическая выставка совместно с выставкой художественного общества прошла в Нарыш-
кинской читальне. Она тоже вызвала огромный интерес.
Вторая выставка состоялась в Нарышкинской читальне уже в апреле 1911 г. В ней приняли участие поми-
мо тамбовских фотографы из Москвы, Санкт-Петербурга, Симбирска, Архангельска и других городов России.
Членами жюри были художники П.Д. Мягков, Н.М. Шевченко и фотограф Н.А. Носов. На выставке были пред-
ставлены все жанры фотографии от портрета до пейзажа.