ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
лучших фотографов Тамбова: Д. Бресткина, В. Горбунова, Г. Дергаченко, Ф. Ермоленко, Б. Иванова, В. Кошка-
рова, С. Климонова, Н. Мамаева, В. Татаринова, П. Шаповалова, братьев Ладыгиных и др.
В 1960
– 1980-е гг. фотовыставки в Тамбове проходили регулярно. Особенно запоминающейся оказалась,
состоявшаяся в январе 1984 г., выставка "Сто встреч" фотографа Николая Куксова.
В настоящее время фотоискусство в Тамбовском крае успешно развивается, появились молодые интерес-
ные фотографы. Появились новые технологии, в том числе цифровая фотография. В свет выходят газеты и жур-
налы, книги и фотоальбомы.
В 1991 г. было образовано Тамбовское отделение Союза фотохудожников России.
Приведем краткие творческие биографии наиболее известных фотографов, чьи имена связанны с Тамбов-
щиной.
Карелин Андрей Осипович (1837 – 1906). Родился в селе Солдатская Слобода (ныне с. Селезни) Тамбовско-
го уезда. В раннем детстве проявился у него талант рисовальщика. Заметив талантливого ученика иконописцев,
помещик Сабуров направил его на учебу в Санкт-Петербургскую академию художеств, где Карелин увлекся
фотографией. После окончания учебы он переехал в Н. Новгород (1869) и открыл там свое ателье.
Фотография и живопись постоянно соседствуют в его творчестве, но ярче всего выражаются в портретной
фотографии. За несколько лет А.О. Карелин стал ведущим фотохудожником не только Н. Новгорода, но и Рос-
сии. Его связывала дружба с А.М. Горьким, И.Е. Репиным, И.И. Шишкиным, В.Г. Короленко и др.
Талант художника и фотографа сочетался в нем с талантом изобретателя и конструктора оптических сис-
тем. Он первым стал использовать насадочные линзы, изобрел объектив, позволявший делать четкие многопла-
новые фотографии.
Фотографии А.О. Карелина получили международное признание. Он стал обладателем золотой медали на
международной выставке в Эдинбурге (Шотландия) в 1876 г., неоднократно удостаивался высших наград на
различных конкурсах и выставках. В 1876 г. ему было присвоено почетное звание "Фотограф Императорской
Академии художеств".
Карелин А.О. создал серию портретов выдающихся современников. В них он стремился к реализму в фо-
тографии. Достоверность, конкретность, максимальное приближение к жизни – вот отличительные черты работ
Карелина. Им присущи виртуозность светотеневого рисунка, совершенство композиции, целостность и закон-
ченность образа.
Дмитриев Максим Петрович (1858 – 1948). Выдающийся русский фотограф, основоположник русского
фоторепортажа родился в деревне Повалишино Тамбовской губернии в семье крестьян. Ему рано пришлось
пойти "в люди", работая на разных хозяев. Так он оказался в мастерской московского фотографа Настюкова.
Увлекшись новым для себя делом, М. Дмитриев проявил незаурядные способности. За несколько месяцев он
освоил все фотоспециальности, и ему доверили съемку.
Летом 1874 г. Дмитриев был командирован на Нижегородскую ярмарку, где познакомился со своим зем-
ляком Карелиным, посвятившим его в премудрости мастерства. В 1877 г. Максим Петрович перебрался в Н.
Новгород и устроился на работу в фотоателье Лейбовского, ученика Карелина. В 1879 г. Дмитриев был при-
глашен на работу в ателье Карелина, где за несколько лет совместной работы постиг тонкости художественной
фотосъемки.
В 1886 г. Дмитриев открыл в Н. Новгороде собственное ателье, просуществовавшее до 1920-х гг.
За несколько лет Дмитриев приобрел широкую известность. Его работы получали медали на международ-
ных выставках (Париж, 1892 г. и 1900 г.; Чикаго, 1893 г.). На Всемирной выставке в Антверпене и в Нью-Йорке
он был удостоен высших наград – Почетных дипломов.
В 1891 г. в России наступил голод в результате сильной засухи, а затем разразилась эпидемия. Дмитриев
М.П. с фотоаппаратом объехал наиболее пострадавшие районы Поволжья и сделал большое количество сним-
ков. Его документальные фотографии поразили общественность, она увидела бедственное положение простого
народа. Эта серия фотографий принесла Дмитриеву всероссийскую известность.
За несколько лет работы Дмитриевым было отснято несколько тысяч документальных фотографий, на-
званных автором "Волжские типы". На них был отражен повседневный быт простого народа, зарисовки из жиз-
ни "босяков", странников, богомольцев. Многие фотографии этого цикла воспринимались как иллюстрации к
произведениям Максима Горького, а некоторые снимки были использованы при подготовке к постановке пьесы
"На дне" Московским художественным театром в 1902 г. Великого писателя и замечательного фотографа свя-
зывала крепкая дружба. В советское время Горький хлопотал о назначении Дмитриеву персональной пенсии.
В 1897 г. фотограф сделал интересную серию "Русь уходящая". Старообрядческие скиты в заволжских ле-
сах, богомольцы в знаменитой Саровской пустыни, относившейся в те годы к Тамбовской губернии, нищие,
слепые, заросшие древние старцы, скитские "уставницы" с окаменевшими лицами – все это осколки уходящей в
небытие древней России.
После революции 1917 г. уже немолодой мастер продолжал работать. Его можно было увидеть на митин-
гах и новостройках. Фотографии его печатались в советских газетах и журналах. В честь 50-летия трудовой
деятельности Дмитриева Русское фотографическое общество в 1927 г. устроило в Москве большую выставку
его работ.
Умер Максим Петрович в 1948 г. на 91-м году жизни в Москве.