История Тамбовского края: век XX-й. Слезин А.А - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

О ч е р к 1
ВЛАДИМИР КОЖЕВНИКОВХРИСТИАНСКИЙ
МЫСЛИТЕЛЬ И ПОДВИЖНИК
Л. И. Чуфистова, А. А. Шаронова
Отдавая дань отечественной традиции, стремясь найти в прошлом руководство для жизни, мы обращаемся
к деятельности тех людей, которые видели свой долг и духовное призвание в сохранении света христианской
веры, верности христианским идеалам вопреки всем социальным катаклизмам и житейским невзгодам. Их вол-
новало прежде всего духовное здоровье России. К их числу можно отнести малоизвестного до сих пор деятеля
русской культуры, жившего и творившего во время, именуемое сегодня "серебряным веком" – Владимира Алек-
сандровича Кожевникова (1852 – 1917) (он больше известен лишь как друг и издатель трудов Н.Ф. Федорова).
Владимир Александрович Кожевников родился 12 мая 1852 г. в городе Козлове Тамбовской губернии,
здесь же прошли его детство и юность. После смерти отца, состоятельного и образованного купца, потомствен-
ного почетного гражданина г. Козлова, В.А. Кожевникову пришлось заниматься финансовыми делами семьи и
образованием двух младших братьев. Владимир Александрович получил прекрасное домашнее образование,
но семейные обстоятельства помешали ему получить университетский диплом. Будучи лишь вольнослушате-
лем Московского университета (1868 – 1873), он прослушал курс истории и философии, в связи с чем не мог
быть допущен к выпускным экзаменам. Несмотря на то, что свидетельства об окончании университета В.А.
Кожевников не получил, он обладал обширнейшими знаниями, свободно владел восьми иностранными языка-
ми, был тончайшим знатоком живописи и музыки. Уже в юношеском возрасте определился основной круг и
направление его интересовэто история религии. Серьезность и целенаправленность занятий позволила 22-
летнему Кожевникову издать свой первый научный труд – "Нравственное и умственное развитие римского
общества во II в." (Козлов, 1874). Это историко-культурное исследование состояния языческого мира было
замечено столичной критикой и даже были даны восторженные рецензии.
В 1875 г. в библиотеке Румянцевского музея произошло его знакомство с Н.Ф. Федоровым. Юношеская
вера в могущество разума, а также обостренное чувство истории способствовали быстрому сближению Кожев-
никова с Н.Ф. Федоровым, ставшим его наставником в самообразовании. В течение 28 лет Кожевников был
самым близким к Федорову человеком. И неотлучно находясь при нем в последние дни его жизни, получил из
рук мыслителя в наследство все его бумаги. Именование "философии общего дела" принадлежит В.А. Кожевни-
кову, в то время как Н.Ф. Федоров чаще всего называл свое учение "учение о воскрешении". Кожевников В.А. в
1908 г. выпустил книгу " Н.Ф. Федоров. Опыт изложения его учения". Он же был одним из издателей "Филосо-
фии общего дела".
Кожевников отличался исключительной любознательностью, широтой интересов, огромной эрудицией и
работоспособностью (мог трудиться за письменным столом по 14 и более часов в сутки). По словам известного
философа С.Н. Булгакова, ближайшего друга в последнее десятилетие жизни В.А. Кожевникова, в нем "жила
целая академия наук и искусств", при отсутствии стремления сделать научную карьеру, что дает основание на-
звать В.А. Кожевникова, по аналогии с известным словосочетанием "свободный художник" – свободным уче-
ным.
В конце 1870-х гг. у Кожевникова возникла идея многотомного исследования, посвященного истории се-
куляризации европейской культуры. Труд, которому Кожевников отдал самые продуктивные десятилетия жиз-
ни, так и не был опубликован. В течение 14 лет углубленно изучал литературу и философию эпохи Возрожде-
ния в крупнейших книгохранилищах Европы. Кожевников много путешествовал, совершил паломничество в
Святую Землю. В заграничных путешествиях стал собирать редкие книги. В последующем его библиотека, на-
считывающая 8 тыс. томов, была завещана им библиотеке Румянцевского музея. Опубликована лишь малая
часть его произведений. Остался неизданным многотомный труд, посвященный "истории перехода европейско-
го сознания от религиозного миро- и жизневоззрения к светскому, гуманистическому". По словам самого авто-
ра, ему хотелось показать, что мы приобрели и как много потеряли. Увлеченность самим процессом познава-
ния, стремление идти дальше и дальше, нежелание тратить время на хлопоты по изданию работ и явились при-
чиной того, что масса сочинений не была подготовлена к публикации.
В итоге им было написано свыше тридцати томов самых разнообразных по содержанию, но объединенных
одной идеей научных трудов и этюдов. В печати же появилась лишь одна работа, посвященная этому уникаль-
ному замыслу, – "Философия чувства и веры в ее отношении к рационализму восемнадцатого века и к критиче-
ской философии" (М., 1897).
Среди других печатных работ Владимира Александровича можно выделить: "Бесцельный труд, "не-
делание" и дело. Разбор взглядов на труд Эм. Золя и Л.Н. Толстого" (М., 1903), "Значение А.А. Иванова в рели-
гиозной живописи" (М., 1907), "О задачах русской живописи" (М., 1907), "Отношение социализма к религии
вообще и к христианству в частности" (М., 1908), "Исповедь атеиста (по поводу книги Ле-Дантека "Атеизм")
(М., 1910), замечательная по эмоциональному накалу и искренности работа "О значении христианского под-
вижничества в прошлом и настоящем" (СПб., 1910).
"Исповедальное" письмо В.А. Кожевникова к П. Флоренскому было написано в ответ на просьбу послед-
него выслать список работ для представления к званию почетного члена Московской Духовной Академии. Оно
дает нам счастливую возможность познакомиться с духовной жизнью, в то время как внешняя его жизнь была