История Тамбовского края: век XX-й. Слезин А.А - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

беспощадную характеристику буддийскому идеалу полного уничтожения личного бытия. "Ни до буддизма, ни
после него никто не отваживался на столь решительный шаг в сторону полной безнадежности; один буддизм
осмелился свершить этот шаг, и в этомтрагическое величие и воспитательная ценность его подвига, не пре-
взойденного в своем роде в истории. Не в этом ли (гадаем мы) и его провиденциальная миссия в ходе развития
религиозного опыта человечества. Так и кажется, что в сложном и таинственном плане Господнего мироводи-
тельства рядом со столькими поисками Бога, Истины, Правды, Красоты и Божества и со столькими упования-
ми, окрылявшими дух человеческий в трудных путях этих поисков, необходимо было явить во всей безотрад-
ной силе еще одно течение: отказ от самых поисков всего этого вследствие полного отсутствия упования в тор-
жество чего-либо положительного...
Глубже и живее кого-либо буддизм познал правдивость трагического вопля страждущего человека: "Не-
мощен есмь!" – и в этом всемирно-историческая заслуга буддизма, в воспитательном, показательном смысле не
изжитая еще и поныне. Но буддизм совершенно не познал второй истины, немедленно следующей за первой:
он не заслышал или не захотел услышать второго клича души человеческой, клича верующего во спасение Бла-
годатью Божией...
В лице буддизма тварь забыла и отринула своего Творца и Промыслителя, поставивши на его место роко-
вой, бессмысленный круговорот будто бы безначальных, слепых космических сил... Утративши веру в Творца,
она потеряла ее и в себя, а неверие и гордость помешали ей примкнуть и к третьему кличу "души болезнующей,
помощи и спасения требующей": "Творение и создание Твое быв, не отчаяваю своего спасения" (вторая молит-
ва пред святым причащением, литургия Василия Великого) ...ясно и величаво выступает здесь ободряющая,
оздоровляющая духовная сила и нравственная красота христианства …. Отрицая гордые и непоследовательные
претензии на спасение себя путем самоуничтожения, христианин обращается к Богу, который есть "Любовь и
устами Кроткого и Смиренного сердцем зовет нас": "Приидите ко мне вси страждующии и обремененнии... и
обрящете покой душам вашим", покой не нирваны небытия вечного, а жизни в боге, жизни вечной"
5
.
Узнав о своей скорой смерти (ему был поставлен диагнозрак желудка), В.А. Кожевников пишет Фло-
ренскому, что принял эту страшную весть "с благодарностью Богу: пошел в церковь помолиться и теперь чув-
ствовал себя перед лицом Божиим, готовый принять его святую волю". По справедливому замечанию отца П.
Флоренского, духовный подвиг В.А. Кожевникова сродни подвижничеству и служению христианских отцов
церкви. Непреходящая ценность творческого наследия В.А. Кожевникова заключается в стремлении к единству
веры и знания, науки и жизни, выявлении истины в истории, в науке, в жизни, духовная ценность которых не
подвластна времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Чуфистова Л.И., Шаронова А.А. История Тамбовского края: философские традиции. Тамбов: Изд-во
ТГТУ, 2004.
2 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
3 Переписка П.А. Флоренского и В.А. Кожевникова // Вопросы философии. 1991. 6.
4 Дурылин С.Н. В своем углу: Из старых тетрадей. М., 1991.
5 Из переписки Н.Ф. Федорова с Кожевниковым // Контекст. М., 1989.
О ч е р к 2
СОЗДАНИЕ КОНСЕРВАТИВНЫХ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ
С. А. Ильин
Вплоть до марта 1906 г. в России отсутствовала возможность существования легальных общественно-
политических организаций. Столетиями самодержавие не ощущало необходимости в общественной поддержке,
запрещало всякую общественно-политическую деятельность, даже проправительственного характера. В резуль-
тате первыми на политической арене России появились нелегальные, антиправительственные партии, не нуж-
давшиеся в государственной регистрации. Благонамеренно настроенные граждане, повинуясь велениям закона,
не стремились к созданию политических ассоциаций для защиты своих интересов.
Образование большинства консервативных политических объединений, в том числе в Тамбовской губер-
нии, началось в 1905 г. под влиянием первой российской революциис одной стороны, продемонстрировав-
шей всю опасность революционной стихии для Российского государства, с другой, – заставившей самодержа-
вие поторопиться с проведением реформ, направленных на модернизацию России.
Революционные события на Тамбовщине выразились в аграрных беспорядках, забастовках, уличных ма-
нифестациях, политических убийствах. Революционные партии, накопившие к этому времени большой опыт
нелегальной политической деятельности, развернули широкую агитационную работу, главной задачей которой
в аграрной Тамбовской губернии стало вовлечение крестьянства в борьбу за "Землю и Волю". Данный лозунг
предполагал ликвидацию частной собственности на землю и передачу ее крестьянам в трудовое пользование, а
также свержение самодержавия и образование "народного правления", избранного на основе всеобщего, равно-
го, прямого, тайного голосования. Для достижения этой цели крестьян призывали не брать в аренду и не обра-
батывать земли частных владельцев, отказываться платить подати и нести воинскую повинность, не подчинять-
5
Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством. Пг., 1916. Т. 1 2. С. 754 – 756.