История Тамбовского края: век XX-й. Слезин А.А - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

раясь на добротность исследований, построил на "Буддизме..." свои рассуждения относительно мистической
интуиции в книге "Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция". Известный русский философ В.В.
Зеньковский констатировал, что автору этой работы "Буддизм…" открыта вся полнота христианской истины.
Кожевников так говорил о цели своей работы: "Противодействовать ошибочным представлениям о сходстве
буддизма с христианством и о влиянии первого на второе". Замысел работы над буддийскими источниками и их
соотношением с христианским Святым Писанием возник у Кожевникова еще в 1907 г. под впечатлением уси-
лившейся полемики в обществе между столь модной теософией и антропософией и православно ориентирован-
ной интеллигенцией. Обладая фундаментальным знанием всего массива доступной ему как буддологической,
так и христианско-теологической литературы, сам, будучи глубоко православным человеком, Кожевников су-
мел увидеть за иллюзией сходства принципиальную противоположность учения Будды Истине Христа. Аполо-
гетическая позиция Владимира Александровича по отношению к православию не мешает, а скорее помогает
четко расставить акценты и утверждать невозможность сравнения духовных сокровищ буддизма с "бесценной
евангельской жемчужиной", которой является Христос и его учение. Кожевников дает исчерпывающую карти-
ну принципиальной несхожести христианства и буддизма. Буддизм, делает вывод философ, есть учение спасе-
ния без спасителя. В этом и состоит его существенное отличие от христианства. И если по Христу, совершен-
ство заключается в полноте любви, то буддизм видит этот идеал в полноте знания. Кожевни-ков В.А. видит
значение буддизма в отрицательности, обостренной пессимистичности и в этом отношении называет его при-
мером "облеченного в строгую форму неверия". С точки зрения Кожевникова, трудно было бы представить
себе больший контраст, как тот, который обнаруживается здесь. С одной сторонынескончаемая в своих видо-
изменениях, причудливо фантастическая ткань буддийских джатак, с их неустойчивою, часто низкопробною
моралью; а с другой сторонывеличавое начало Евангелия от Иоанна, необъятное в священнотайной глубине
своих сжатых речений! С одной стороныпрерывистый, извилистый, то повышающийся, то понижающийся
процесс восхождения от человеческого и "слишком уж человеческого" и даже животного к сверхчеловеческому
и сверхбожескому, при упорном, однако, отрицании Божественного как высшего; а с другой стороны – "в нача-
ле бе Слово", то Слово, что было искони у Бога и Коим был Сам Бог; Единородный Сын Божий, Христос, пре-
бывающий Тот же во веки, и Его изначальной и непрестанной божественности "снисхождение божественное" к
человечности, дабы, обоживши ее, возвести и ее к Богу же, к Отцу! Такова догматическая противоположность.
Но, как мы видели, – не меньшая и нравственная, этическая: с одной сторонынемощная, слабостям и даже
греху повинная человечность будущего Будды, искупающая свои понижения и падения бесчисленным рядом
перерождений во всевозможных формах; с другой стороныбезусловная, неизменная безгрешность Христа!...
Наконец, последний контрастпсихологический и, вместе с тем, – духовно-педагогический: в буддизменад-
менное в начале, но сознающее потом свое бессилие, безрелигиозное стремление спасти человека его собствен-
ными ресурсами и, соответственно трудностям, отсюда происходящим, – сложные пособия многочисленных
повторных воплощений, долговечных очистительных наказаний и, в конце концов, все-такиобращение за
помощью сверхчеловечною к Будде, переделанному позднейшим, религионизирующимся народным сознанием
из человеческого мудреца в существо сверхъестественное; а в христианстве, с самого начала, – признание не-
достаточности естественных, природных сил человека для его спасения; с самого начала поэтомуобращение
к благодатной помощи Богочеловека-Спасителя... И, сообразно со всеми этими идейными особенностями, –
столь же резкое различие и в формах их выражения, различие столь огромное, что самая попытка благоговей-
ные, вдумчивые речи отцов Церкви о Божественном Логосе, о тайнах вочеловечения и воплощения Бога-Слова
сравнить с развязною болтовнею буддийских бытовых притчейдолжна бы показаться кощунственною, если
бы из этого сопоставления не явствовало с такою наглядною очевидностью, как жалки и немощны все порывы
к истине и свету в душе человеческой, не озаренной лучами Солнца Правды и Истины Господней, пребываю-
щей вовек..."
4
.
Опыт истолкования В.А. Кожевниковым буддийских памятников с православной точки зрения представ-
ляется интересным и сегодня. По мнению философа, буддизм ищет спасения в смерти абсолютной, в совер-
шенном уничтожении бытия. Поэтому мотивы и цели поведения христианина не столько отрицательныебо-
язнь смерти, временности и т.п., сколько положительныелюбовь к Богу, любовь к тварям Божиим, любовь к
добру, истине, красоте, любовь к творчеству, воплощающему эти абсолютные ценности, любовь к личному,
индивидуальному бытию, как высшей абсолютной ценности, вмещающей в себя все остальные перечисленные
блага бытия. Прямо противоположен христианству исходный пункт буддизма и конечные результаты его. Счи-
тая мир и личное индивидуальное бытие насквозь злом, буддист не может допустить существование Живого
Личного Бога. Знание истины, что всякое мировое бытие есть зло, приводит к спасению, согласно буддизму:
оно уничтожает в нем волю к жизни, разрушает в нем не только тело, но и всю душевную жизнь вплоть до пол-
ного уничтожения личности. Таким образом, по убеждению Кожевникова, в отношении к мировому бытию
буддизм есть религия и философия утверждающая небытие и смерть, а христианское учение есть религия и
философия вечной личной жизни в Царстве Божием.
Сравнивая буддизм с христианством, обнаруживается непереходимая пропасть между ними. Христианст-
во утверждает абсолютную первозданную ценность бытия. Буддизм же проповедует уничтожение личности и
мирового бытия и с этой точки зрения остается чисто отрицательным учением.
Детально изучив буддийские тексты, Кожевников осуществляет глубокий анализ буддийского абсолютно-
го отрицания мира, их учения о том, что всякое космическое бытие есть зло. Христианский мыслитель дает
4
Кожевников В.А. Повести о перевоплощениях Готамо-Будды и их значение в истории развития буддизма // Вопросы
философии. 1997. 2. С. 144
145.