Советский Союз в 1946 - 1991 гг. Слезин А.А. - 25 стр.

UptoLike

Составители: 

Жить не по лжи
Когда-то мы не смели и шепотом шелестеть. Теперь вот пишем и читаем Самиздат, а уж друг
другу-то, сойдясь в курилках НИИ, от души нажалуемся: чего только они не накуролесят, куда
только не тянут нас! И ненужное космическое хвастовство при разорении и бедности дома; и
укрепление дальних диких режимов; и разжигание гражданских войн; и безрассудно вырастили
Мао Цзедуна (на наши средства) – и нас же на него погонят, и придется идти, куда денешься? и
судят, кого хотят, и здоровых загоняют в умалишенныевсе «они», а мыбессильны.
Уже до донышка доходит, уже всеобщая духовная гибель насунулась на всех нас, и физическая
вот-вот запылает и сожжет и нас, и наших детей, – а мы по-прежнему все улыбаемся трусливо и
лепечем косноязычно:
А чем же мы помешаем? У нас нет сил. Мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кор-
мушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомковтолько бы не рас-
строить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара. Мы даже всеоб-
щей атомной смерти не боимся, третьей мировой войны не боимся (может, в щелочку спрячемся), – мы только боимся
шагов гражданского мужества! Нам только бы не оторваться от стада, не сделать шага в одиночкуи вдруг оказаться без
белых батонов, без газовой колонки, без московской прописки.
Уж как долбили нам на политкружках, так в нас и вросло, удобно жить, на весь век хорошо: среда, социальные ус-
ловия, из них не выскочишь, бытие определяет сознание, мы-то при чем? мы ничего не можем.
А мы можемвсе! – но сами себе лжем, чтобы себя успокоить. Никакие не «они» во всем виноватымы сами,
только мы!
Возразят: но ведь действительно ничего не придумаешь! Нам закляпили рты, нас не слушают, не спрашивают. Как же за-
ставить их послушать нас?
Переубедить ихневозможно.
Естественно было бы их переизбрать! – но перевыборов не бывает в нашей стране.
На Западе люди знают забастовки, демонстрации протеста, – но мы слишком забиты, нам это страшно: как это вдруг
отказаться от работы, как это вдругвыйти на улицу?
Все же другие роковые пути, за последний век отпробованные в горькой русской истории, – тем более не для нас, и
вправдуне надо! Теперь, когда все топоры своего дорубились, когда все посеянное взошло, – видно нам, как заблуди-
лись, как зачадились те молодые, самонадеянные, кто думали террором, кровавым восстанием и гражданской войной
сделать страну справедливой и счастливой. Нет, спасибо, отцы просвещения! Теперь-то знаем мы, что гнусность методов
распложается в гнусности результатов. Наши рукида будут чистыми!
Так кругзамкнулся? И выходадействительно нет? И остается нам только бездейственно ждать: вдруг случится
что-нибудь само?
Но никогда оно от нас не отлипнет само, если все мы все дни будем его признавать, прославлять и упрочнять, если
не оттолкнемся хотя б от самой его чувствительной точки.
Отлжи.
Когда насилие врывается в мирную людскую жизньего лицо пылает от самоуверенности, оно так и на флаге несет,
и кричит: «ЯНасилие! Разойдись, расступисьраздавлюНо насилие быстро стареет, немного летоно уже не уве-
рено в себе, и, чтобы держаться, чтобы выглядеть прилично, – непременно вызывает себе в союзники Ложь. Ибо: наси-
лию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием. И не каждый день, не на каждое плечо
кладет насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжии в этом
вся верноподданность.
И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное
неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через
меня!
И этопрорез во мнимом кольце нашего бездействия! – самый легкий для нас и самый разрушительный для лжи.
Ибо когда люди отшатываются ото лжиона просто перестает существовать. Как зараза, она может существовать только
на людях.
Не призываемся, не созрели мы идти на площади и громогласить правду, высказывать вслух, что думаем, – не надо,
это страшно. Но хоть откажемся говорить то, чего не думаем!
Вот это и есть наш путь, самый легкий и доступный при нашей проросшей органической трусости, гораздо легче
(страшно выговорить) гражданского неповиновения по Ганди.