Методика работы над портретом. Соловьева И.В. - 28 стр.

UptoLike

Составители: 

27
рефлексом. В теневых участках рефлексы выявляются за счет усиления границ
собственных теней (см. рис. 10).
Выдержать рисунок в тоне означает передать светотеневые отношения от
самого светлого через промежуточную шкалу полутонов к самому темному.
Приступая к завершающей фазе, проверьте общую форму и характер
головы таким образом, чтобы она смотрелась цельно, без каких-либо
дробностей. Целостность восприятия формы головы должна быть прослежена
на протяжении всех этапов ведения рисунка, с целостности начинают,
целостностью заканчивают рисунок.
Нарисованная с натурной модели голова, если в ней нет деталей, как бы
она ни была выполнена мастерски целостно, обобщенно, не может быть
убедительна и правдива до конца. Здесь речь идет
о единстве частей и целого.
Если на предыдущих этапах больше внимания уделялось аналитической
стороне дела, правильной прорисовке каждой детали головы, то на
заключительном этапе деталь по четкости рисунка и силе тона согласуется с
другими и главноес общей формой головы, усиливая и подчеркивая при этом
наиболее характерное.
Для того чтобы придать
рисунку завершенность, необходимо привести все
соответствующие части головы к единому целому. Исходя из светотональных
теорий, все детали дальнего плана по контрастности и четкости рисунка
должны быть проработаны менее, чем детали переднего. Если ухо, находясь на
дальнем плане – «лезет» вперед, следует его приглушить, а кончику носа
придать четкость и контрастность, обобщить
излишне проработанные детали.
Студенту следует хорошо усвоить, что всякая объемная форма на свету на
своей поверхности имеет освещенную и теневую область, подобно
освещенному шару, где отчетливо прослеживаются световая и теневая
целостность.
На заключительном этапе, проверяя общую тональность, не забудьте
проверить рефлексы. Довольно часто студенты, работая над рефлексом,
нарушают тональную градацию, делая
силу тона рефлекса равной силе света,
тем самым нарушая общую тональность и целостность в рисунке. Чтобы
избежать подобных упущений, студентам следует чаще прищуриваться. При
таком наблюдении легче увидеть тональные различия и их градации. Также
обратите внимание на излишне черные тени и края их формы, чтобы они не
нарушали перспективный план.
При трехчетвертном положении головы нос
должен быть ближе, чем скулы; ухо и локоны волос дальше скулы; края формы
головы или локоны волос, расположенные за ухом, еще дальшев глубине.
Края дальней половины лицевой части не должны находиться на одном плане с
ближними краями лицевой части. Если края формы волос или затылка
«лезут»
вперед, их следует смягчить, слегка высветляя, пока они не окажутся в
пространственной глубине фона.
Вместе с тем, проверьте правильность определения светотеневого
контраста на освещенной поверхности головы по ее высоте. Практика