Особенности рисунка в разные исторические эпохи - первобытный период. Соловьева И.В. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

7
1.2. Неолит: геометризм и анимизм
В эпоху неолита в сфере человеческой деятельности происходили коренные
преобразования. Человек жил в шалашах и свайных постройках на озёрах. Общество, в свою
очередь, состояло из поселений. Продолжалась обработка камня и кости, но одновременно
уже производились изделия из керамики. Орудия из камня обрабатывались всё более
тщательно. Это техническое совершенствование дало той эпохе своё название: слово
«неолит» как раз и означает «новый камень».
Так, по мере постоянного перехода от палеолитической «экономики выживания»,
основанной на собирательстве и охоте, к неолитической эпохе производства, основанной на
сельскохозяйственном производстве и животноводстве, человек перестал быть кочевником и
превратился в осёдлого жителя в составе структурированных общин.
В переходный период от палеолита к неолиту имело место первое стилистическое
изменение в истории искусств: произошёл переход от палеолитического натурализма к
неолитической абстракции. В искусстве не воспроизводится реальность, а создаются знаки и
символы. Типичными творениями этой культуры стали менгиры, которые, как
предполагалось, охраняли дух и покой божеств, героев и покойников. Не зря эти камни,
втыкавшиеся в землю с огромным усилием, устанавливались в вертикальном положении,
которое отличает человека от животных. Портреты этой эпохи несут в себе лишь основные
черты, являясь как бы аббревиатурой, а изображение человеческой фигуры сводится к
геометрической абстракции.
Отличием изображения мужчины является почти всегда наличие оружия, а женщины
изображение округлостей на груди. Этоначало типологической дифференциации в
искусстве.
1.3. Формы искусства сельскохозяйственного общества
Геометрическая абстракция неолитического искусства связана с концепцией анимизма,
типичного для сельскохозяйственного общества. Земледелец и пастух знают, что их судьба
зависит от систематических наводнений, от эпидемий, от урожая, от событий, которыми они
не в состоянии управлять. Жизнью распоряжаются высшие силы, духи и демоны, добрые и
злые. В силе анимизм и культ мёртвых. В это время появляются идолы, погребальные
символы и монументальные захоронения. Начинается разделение на искусство священное и
искусство светское: первоеобразное, второеземное и декоративное. И если палеолит не
имеет никаких прямых связей с современным человеком, то неолит является уже частью
нашей истории. В эпоху неолита начали появляться города и формироваться большие
коллективы людей. Основные неолитические общества возникают на берегах больших рек,
таких как Евфрат, Тигр, Нил, Инд и Хуанхэ. Так появляются и развиваются великие мировые
цивилизации: месопотамская (шумерская), египетская, индийская и китайская.
В искусстве господствует геометрически-орнаментальный формализм. Исключение
составляет крито-миненский стиль, преобладающий в период бронзового и железного веков,
которые охватывают Ближний Восток и Древнюю Грецию. Хронологически это период с
5000 до 500 лет до Рождества Христова. Даже современные сельские ремесленные изделия
всё ещё несут в себе некоторые формальные черты, близкие к геометрическому стилю
неолита.
И ещё: анализ произведений искусства палеолитической и неолитической эпох
свидетельствует о том, что натурализм связан с анархическим и индивидуалистическим
формами жизни, в которых в определённой мере отсутствуют традиции, а, значит, и чёткие