Общая психология. Сорокун П.А. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

22
Все последующие философы и психологи или поддерживали пер-
вую точку зрения Декарта, отрицая вторую, или наоборот.
Так английский философ Гоббс (1588-1679 гг.) считал, что
поведение человека, как и его психика, подчиняются законом ме-
ханического движения. Психика не влияет непосредственно на
действия человека, а лишь сопровождает телесные процессы. Ду-
шевные явления могут рассматриваться только как придаток к
ним, т. е. как эпифеномен. Такой взгляд на природу психики и ее
назначение получил название эпифеноменализма.
Нидерландский философ Спиноза (1632-1677 гг.) также утверждал,
что все материальные и душевные явления подчиняются одним и тем же
законам материального мира, что возникновение психических явлений
также причинно обусловлено, как и появление материальных явлений. Так
впервые возникла идея о принципе детерминизма в психологии.
Материалистические взгляды на поведение и психику человека
этих философов оказали большое влияние на развитие теорий о процес-
се познания. Если до 18 века считалось, что все знания человек полу-
чает рациональным путем, т. е. путем логических рассуждений, то за-
тем возникло учение о том, что все знания имеют чувственное проис-
хождение и приобретаются опытным, эмпирическим путем.
Наиболее последовательным защитником этих взглядов был анг-
лийский философ Дж. Локк (1632-1704 гг.), который считал, что в уме
не может быть никаких врожденных знаний, что душа ребенкачистая
доска, на которой опыт записывает свои письмена. Причем опыт по
Локку может иметь два источника: один - внешний, другой - внутрен-
ний. Внешний опыт связан с деятельностью органов чувств, на кото-
рые воздействуют предметы и явления материального мира, порождая
ощущения. Внутренний опыт приобретается в результате деятель-
ности ума, на основе его непосредственного восприятия (рефлек-
сии), т.е. интроспективным путем. Эти взгляды Локка оказали ре-
шающее влияние на становление эмпирической (опытной) психоло-
гии, родоначальником которой он являлся.
Окончательное оформление психологии, как самостоятельной
науки, произошло в середине XIX века, когда стали возникать пер-
вые научные психологические лаборатории: Вебера (1795 - 1878 гг.),
Фефнера (1801 - 1880 гг.), Гельмгольца (1825 - 1924 гг.), Вунда (1832 -
1920 гг.) и др. В этих лабораториях экспериментально изучались ос-
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
          Все последующие философы и психологи или поддерживали пер-
     вую точку зрения Декарта, отрицая вторую, или наоборот.
          Так английский философ Гоббс (1588-1679 гг.) считал, что
     поведение человека, как и его психика, подчиняются законом ме-
     ханического движения. Психика не влияет непосредственно на
     действия человека, а лишь сопровождает телесные процессы. Ду-
     шевные явления могут рассматриваться только как придаток к
     ним, т. е. как эпифеномен. Такой взгляд на природу психики и ее
     назначение получил название эпифеноменализма.
          Нидерландский философ Спиноза (1632-1677 гг.) также утверждал,
     что все материальные и душевные явления подчиняются одним и тем же
     законам материального мира, что возникновение психических явлений
     также причинно обусловлено, как и появление материальных явлений. Так
     впервые возникла идея о принципе детерминизма в психологии.
          Материалистические взгляды на поведение и психику человека
     этих философов оказали большое влияние на развитие теорий о процес-
     се познания. Если до 18 века считалось, что все знания человек полу-
     чает рациональным путем, т. е. путем логических рассуждений, то за-
     тем возникло учение о том, что все знания имеют чувственное проис-
     хождение и приобретаются опытным, эмпирическим путем.
          Наиболее последовательным защитником этих взглядов был анг-
     лийский философ Дж. Локк (1632-1704 гг.), который считал, что в уме
     не может быть никаких врожденных знаний, что душа ребенка “чистая
     доска”, на которой опыт записывает свои письмена. Причем опыт по
     Локку может иметь два источника: один - внешний, другой - внутрен-
     ний. Внешний опыт связан с деятельностью органов чувств, на кото-
     рые воздействуют предметы и явления материального мира, порождая
     ощущения. Внутренний опыт приобретается в результате деятель-
     ности ума, на основе его непосредственного восприятия (рефлек-
     сии), т.е. интроспективным путем. Эти взгляды Локка оказали ре-
     шающее влияние на становление эмпирической (опытной) психоло-
     гии, родоначальником которой он являлся.
          Окончательное оформление психологии, как самостоятельной
     науки, произошло в середине XIX века, когда стали возникать пер-
     вые научные психологические лаборатории: Вебера (1795 - 1878 гг.),
     Фефнера (1801 - 1880 гг.), Гельмгольца (1825 - 1924 гг.), Вунда (1832 -
     1920 гг.) и др. В этих лабораториях экспериментально изучались ос-


                                                                        22


PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com