ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
36
Естественнонаучная парадигма предполагает соблюдение в про-
цессе познания двух основных принципов: объективности и новизны
полученных знаний. Принцип объективности требует построения ис-
тинной картины мира на основе познания объективных законов его су-
ществования. Принцип новизны требует открытия новых фактов и но-
вых знаний о предметах и явлениях, о их сущности и закономерности.
Гуманитарная парадигма основана на методологии познания че-
ловека, его внутреннего духовного субъективного мира, его личности и
индивидуальности. Особенностью гуманитарной парадигмы является
то, что субъект познает не объект, а другого субъекта. Исследова-
тель, воспринимая субъекта, внедряется в его сознание, становится
его соучастником и в силу этого начинает понимать его духовный мир,
его желания, намерения и стремления.
При познании психики человека сталкиваются две парадигмы:
естественнонаучная и гуманитарная. Первая требует познать пси-
хику естественнонаучными средствами, расчленить ее на состав-
ные элементы, измерить и объяснить ее объективно, как и другие
явления. При таком подходе психология становится наукой лишен-
ной “души” и неспособной понять духовную сущность человека, ее
уникальность. Такая психология, имея объяснительный характер,
приводит к редукционизму, т.е. к сведению сложных душевных яв-
лений к элементарным процессам и состояниям.
Познание психики на основе второй парадигмы требует целостно-
го понимания духовного мира человека, непосредственного его вос-
приятия, сопереживания и соучастия. Такая психология имеет описа-
тельный характер, она соединяет восприятие и самонаблюдение, изу-
чение поведения и продуктов деятельности человека.
В результате столкновения в научном исследовании этих двух па-
радигм психолог попадает в довольно трудное положение. С одной сто-
роны, он стремится формализовать и измерить психику человека, а с
другой стороны, он упрощает ее вследствие этого теряет объект свое-
го исследования. Если же он ограничивается описанием духовного мира
человека, то его начинают обвинять в субъективизме и в ненаучном
объяснении психических явлений.
Кроме того трудность в изучении психики человека заключается
также и в том, что человек - это многомерное все усложняющееся
существо и ему свойственны самые разнообразные качества и формы
их проявления. Поэтому познание духовного субъективного мира че-
1 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995, с. 33.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Естественнонаучная парадигма предполагает соблюдение в про- цессе познания двух основных принципов: объективности и новизны полученных знаний. Принцип объективности требует построения ис- тинной картины мира на основе познания объективных законов его су- ществования. Принцип новизны требует открытия новых фактов и но- вых знаний о предметах и явлениях, о их сущности и закономерности. Гуманитарная парадигма основана на методологии познания че- ловека, его внутреннего духовного субъективного мира, его личности и индивидуальности. Особенностью гуманитарной парадигмы является то, что субъект познает не объект, а другого субъекта. Исследова- тель, воспринимая субъекта, внедряется в его сознание, становится его соучастником и в силу этого начинает понимать его духовный мир, его желания, намерения и стремления. При познании психики человека сталкиваются две парадигмы: естественнонаучная и гуманитарная. Первая требует познать пси- хику естественнонаучными средствами, расчленить ее на состав- ные элементы, измерить и объяснить ее объективно, как и другие явления. При таком подходе психология становится наукой лишен- ной “души” и неспособной понять духовную сущность человека, ее уникальность. Такая психология, имея объяснительный характер, приводит к редукционизму, т.е. к сведению сложных душевных яв- лений к элементарным процессам и состояниям. Познание психики на основе второй парадигмы требует целостно- го понимания духовного мира человека, непосредственного его вос- приятия, сопереживания и соучастия. Такая психология имеет описа- тельный характер, она соединяет восприятие и самонаблюдение, изу- чение поведения и продуктов деятельности человека. В результате столкновения в научном исследовании этих двух па- радигм психолог попадает в довольно трудное положение. С одной сто- роны, он стремится формализовать и измерить психику человека, а с другой стороны, он упрощает ее вследствие этого теряет объект свое- го исследования. Если же он ограничивается описанием духовного мира человека, то его начинают обвинять в субъективизме и в ненаучном объяснении психических явлений. Кроме того трудность в изучении психики человека заключается также и в том, что человек - это многомерное все усложняющееся существо и ему свойственны самые разнообразные качества и формы 1их проявления. Слободчиков Поэтому В.И., познание Исаев Е.И. духовного Психология субъективного человека. М., 1995, с. 33. мира че- 36 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- …
- следующая ›
- последняя »