Основы психологии. Сорокун П.А. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

20
Ученик Платона Аристотель внес существенный вклад в разви-
тие учения о душе. Его трактатО душестал основным источником
знаний по психологии в дальнейшем. Аристотель являлся, по суще-
ству, родоначальником психологии, как и других наук. Его взгляды о
душе носили не только теологический, но и естественно-научный ха-
рактер. Хотя он
отрицал понимание души как материального веще-
ства, но в то же время считал, что душа и тело едины.
Душа, считал Аристотель, является сущностью или, как он пи-
сал, “энтелехиейтела, его оживотворяющей силой. Функция души зак-
лючается в ее способности обеспечивать различные виды деятельно-
сти. Душа присуща всем живым организмам, она
обеспечивает их жиз-
недеятельность. У растений душа - питающая. У животных она - чув-
ствующая движущая. У человека душа - разумная.
Для того, чтобы душа разумно управляла телом, она должна позна-
вать мир и накапливать опыт. Познание мира считал Аристотель, проис-
ходит на основе ощущений, благодаря которым в душе возникают формы
чувственно воспринимаемых предметов
без их материи, как, например,
на воске возникает оттиск печати без железа или без золота, из которых
она изготовлена. Опыт накапливается благодаря тому, что после ощуще-
ний остаются следы, на основе которых возникают представления, как
вторичные образы тех предметов, которые когда-то действовали на орга-
ны чувств. Представления связываются между собой
на основе сход-
ства, смежности и контраста образов, создавая возможность для сохра-
нения и применения их в практической деятельности. Поведение и прак-
тическая деятельность являются, по мнению Аристотеля, основными
условиями формирования характера человека. Справедливость, как
черта характера, будет проявляться у человека только тогда, когда он
будет совершать справедливые действия.
Представления древних философов
о душе и ее связи с те-
лом заложили фундамент для развития психологических взгля-
дов в будущем. Причем, понятие о душе стало применяться толь-
ко к человеку, который способен, в отличие от животных, ра-
зумно действовать и осознавать самого себя. Так зародилось
понятие о сознании, как наиболее важной особенности психики
человека.
В
средние века господствовало идеалистическое понятие о
душе, а сознание рассматривалось как способность души позна-
вать свои состояния, независимо от показания органов чувств.
2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
      Ученик Платона Аристотель внес существенный вклад в разви-
тие учения о душе. Его трактат “О душе” стал основным источником
знаний по психологии в дальнейшем. Аристотель являлся, по суще-
ству, родоначальником психологии, как и других наук. Его взгляды о
душе носили не только теологический, но и естественно-научный ха-
рактер. Хотя он отрицал понимание души как материального веще-
ства, но в то же время считал, что душа и тело едины.
      Душа, считал Аристотель, является сущностью или, как он пи-
сал, “энтелехией” тела, его оживотворяющей силой. Функция души зак-
лючается в ее способности обеспечивать различные виды деятельно-
сти. Душа присуща всем живым организмам, она обеспечивает их жиз-
недеятельность. У растений душа - питающая. У животных она - чув-
ствующая движущая. У человека душа - разумная.
      Для того, чтобы душа разумно управляла телом, она должна позна-
вать мир и накапливать опыт. Познание мира считал Аристотель, проис-
ходит на основе ощущений, благодаря которым в душе возникают формы
чувственно воспринимаемых предметов без их материи, как, например,
на воске возникает оттиск печати без железа или без золота, из которых
она изготовлена. Опыт накапливается благодаря тому, что после ощуще-
ний остаются следы, на основе которых возникают представления, как
вторичные образы тех предметов, которые когда-то действовали на орга-
ны чувств. Представления связываются между собой на основе сход-
ства, смежности и контраста образов, создавая возможность для сохра-
нения и применения их в практической деятельности. Поведение и прак-
тическая деятельность являются, по мнению Аристотеля, основными
условиями формирования характера человека. Справедливость, как
черта характера, будет проявляться у человека только тогда, когда он
будет совершать справедливые действия.
      Представления древних философов о душе и ее связи с те-
лом заложили фундамент для развития психологических взгля-
дов в будущем. Причем, понятие о душе стало применяться толь-
ко к человеку, который способен, в отличие от животных, ра-
зумно действовать и осознавать самого себя. Так зародилось
понятие о сознании, как наиболее важной особенности психики
человека.
      В средние века господствовало идеалистическое понятие о
душе, а сознание рассматривалось как способность души позна-
вать свои состояния, независимо от показания органов чувств.

2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.

                                                                  20