Архитектурно-историческая среда. Сотников Б.Е. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
жения, так называемым позднейшим наслоениям. Осознание проблем
привело к ожесточенным дискуссиям по ним, к попыткам выработки
цельной реставрационной теории.
Наиболее резкую критику реставрации, не только ее практических
результатов, но и самой ее идеи, высказал выдающийся английский писа-
тель и художественный критик Джон Рескин. Оценивая архитектуру с по-
зиций романтизма как высочайшее проявление творческого духа, стоящее
наравне с поэзией, Рескин возражал против всякой попытки вторжения в
художественную ткань произведения древнего зодчества. Реставрация, по
Рескину, означает «наиболее тотальное разрушение, которое может пре-
терпеть здание: разрушение, после которого не собрать уже никаких сви-
детельств, разрушение, сопровождающееся поддельным изображением
уничтоженного». Альтернативу реставрации, понимаемой им как грубая и
фальсифицирующая подмена подлинника, Рескин видел в поддержании
здания, пока это возможно, и в эстетизирующем пассивном созерцании
его естественной гибели, когда это станет неизбежным.
Критика реставрационных крайностей не всегда была сама доведена
до крайностей. Значительно более конструктивной при всей своей сдер-
жанности была позиция французского археолога Адольфа Наполеона
Дидрона. Не отрицая правомерности реставрации, он считал необходи-
мым ограничить произвол реставраторов: «Как ни один поэт не пожелает
заняться дополнением незаконченных стихов Энеиды, ни один
живописецзакончить картину Рафаэля, никакой скульпторзавершить
статую Микеланджело, также ни один здравомыслящий архитектор не
должен соглашаться закончить собор».
Большинство авторов, писавших в первой половине и в середине
XIX в. о проблемах реставрации, видели гарантию от произвольных и не-
удачных реставраций в прогрессе изучения средневековой архитектуры. Эта
позиция оказалась в определенном отношении очень продуктивной, предо-
пределив взгляд на исследование памятника как на основу его реставрации.
Вместе с тем она способствовала созданию иллюзии всемогущества иссле-
дователя, принципиальной возможности решения любых задач [7].