Архитектурно-историческая среда. Сотников Б.Е. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

9
водит техническую реставрацию в ранг основы всей реставрационной дея-
тельности.
Впервые общественный интерес к средневековью с его памятниками
отчетливо обозначился в начале XVIII в. в Англии. Первой сферой его
проявления была художественная литература, под влиянием которой фор-
мы готического искусства стали входить в моду. Так, с 1740-х гг. в парках
наряду с искусственными классическими руинами начали появляться и
готические. Одним из наиболее горячих проповедников готического ис-
кусства был писатель Хорас Уолпол. Готические формы воспринимались
в этот период преимущественно как декоративная система, основанная на
принципах живописности. Воспроизводились в основном образцы позд-
ней «пламенеющей» готики.
Во второй половине XVIII в. своеобразная интерпретация готиче-
ских форм распространилась из Англии на другие страны Северной и
Восточной Европы, в частности на Россию и Германию. Во Францию все-
общее увлечение готикой пришло несколько позднее, в 1820-е гг. Важ-
нейшее значение для пробуждения широкого интереса к памятникам
средневековья имело развитие романтизма в европейской литературе и
искусства конца XVIII – первой половины XIX в. Свойственные роман-
тизму апелляция к воображению в противовес классицистической апелля-
ции к разуму, интерес к полузабытому, привлекавшему своей таинствен-
ностью прошлому, а также ко всему национально своеобразному как нель-
зя более способствовали осознанию ценности собственного неклассиче-
ского, художественного наследия, которое, в отличие от наследия класси-
ческого, воспринималось как самобытное, органически вытекающее из
национальных основ. В определенном смысле средневековье стало для
романтизма тем же, что античностьдля Возрождения. Как ранее это бы-
ло с классической архитектурой, пробуждение интереса к готике далеко
не сразу вылилось в осознание необходимости оберегать сохранившиеся
сооружения. Этому, как правило, предшествовала стадия изучения и сис-
тематизации знаний.