Ландшафтная архитектура. Сотникова В.О. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

9
их гармонического строя и идейнообразного решения. В этот период формируются
дорический и ионический ордеры.
Классическая эпоха началась с Греко-персидских войн, завершившихся созданием
Афинской морской державы. Политический стройрабовладельческая республика. В 460 г.
до н.э. к власти пришел Перикл, один из самых ярких и талантливых деятелей эпохи рабо-
владельческой демократии. Время его правления называют золотым веком Греции. В этот
небольшой промежуток времени культура достигла наивысшего расцвета. Города заново
восстанавливались и строились по регулярному плану. Создавались архитектурные комплек-
сы, возводились храмы. Дорический и ионический ордеры достигли совершенства и допол-
нились новымкоринфским. Высокого уровня развития достигли искусство и ремесла.
На Акрополегоре, возвышающейся над Афинами, Перикл построил Парфенон в честь бо-
гини Афины. Замечательное творение стало священным местом, национальным центром
греческого государства, его культуры.
Эллинистическая эпоха характеризуется образованием крупных греко-восточных мо-
нархий. В IV в. до н.э. царь Македонии Александр Великий (Македонский) завоевал Персию,
Египет, средиземноморские страны. После его смерти империя распалась на ряд государств.
В Эллинистический период развертывается строительство общественных сооружений, ста-
дионов, театров. Формируется тип жилого дома перистильного типа. Развивается бла-
гоустройство и озеленение городов.
Для садово-паркового искусства Древней Греции характерны следующие типы озеле-
ненных территорий:
Священные рощигерооны. Они посвящались героям и носили мемориальный харак-
тер. Это лесные массивы с источниками, скульптурами и архитектурными сооружениями.
Позже в героонах стали устраивать памятные спортивные состязания, а в дальнейшем, осна-
щенные дорожками, площадками, ипподромами, они превратились в спортивные парки.
Дороги и площадки были обсажены рядами платанов, тополей и др.
Философские сады предназначались для ученых бесед и занятий.
Зеленое оформление агор (городские площади, улицы) складывалось из рядовых поса-
док вдоль дорог и у сооружений.
Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер. В них широко исполь-
зовались цветочные растения
В целом озелененные территории Греции несли определенную функцию, размещение в
них насаждений подчинялось этой функции, а из полезности и качества самого устройства
складывалось представление о его красоте.
Для дальнейшего развития садово-паркового искусства важны не только уже рассмот-
ренные типы озелененных территорий Греции, но и теоретические положения композиции и
пространственное решение архитектурных ансамблей античности.
В античной Греции была разработана система пропорцийпринципы золотого сечения
и модуля как соотношения частей и целого, а также принципы равновесия, ритма и симмет-
рии. Эти положения отражены не только в самих сооружениях, но и в их размещениипла-
нировочном решении ансамблей.
Классическим образцом является ансамбль афинского Акрополя (Приложение,
рис. А1, 6), расположенного на скалистом холме и представляющего собой комплекс храмов.
Различные размеры храмов и других архитектурных форм, их свободное размещение опре-
делили живописное начало в пространственной композиции. В таком расположении кроется
определенная последовательность восприятия архитектурных объемов, их ракурса и пласти-
ки, ориентированная на линию движения торжественного шествия. В ансамбле преобладают
точки восприятия с угла, а весь Акрополь воспринимается постепенно, по мере раскрытия
картин, каждая из которых включает только одно господствующее сооружение. Весь ан-
самбль согласуется с ландшафтом путем подчинения осей храмов рельефу или побережью.