Ландшафтная архитектура. Сотникова В.О. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

10
Использование всех этих принципов не утратило своей важности и в современном ланд-
шафтном искусстве.
В 146 г. до н. э. Греция стала римской провинцией. Однако греческая культура была
возвышающейся над Афинами,– Перикл построил Парфенон в честь богини Афины. Замеча-
тельное творение стало священным местом, национальным центром греческого государства,
его культуры.
Древний Рим
Римское государство, начав свою историю на Апеннинском полуострове, в последую-
щие века превратилось в огромную рабовладельческую державу, простиравшуюся от
Персидского залива на востоке до Атлантического океана на западе.
В истории Древнего Рима выделяют три эпохи. Эпоха царей (VIII–VI вв. до н. э.) харак-
теризуется формированием рабовладельческого строя. Эпоха республики (VI–I вв. до н. э.) –
Рим выделяется как город-государство. Его территориальные завоевания завершились нако-
плением огромных богатств, позволивших широко развернуть строительство. Эпоха импе-
рии (I–V вв. н. э.) – определяется значение Рима как государственного центра. Разворачива-
ется градостроительствостроительство ансамблей, общественных форумов, стадионов, те-
атров, императорских дворцов, патрицианских вилл. Совершенствуется композиционное ре-
шение архитектурных ансамблей. В конце III в. н. э. упадок рабовладельческой системы обу-
словил кризис империи. В 410 г. н. э. Римская империя пала под ударами вестготов.
Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Древнего Рима достигло в период с
I в. до н. э. до I в. н. э.
Климат Апеннинского полуострова средиземноморский, но более мягкий и менее за-
сушливый, чем в Греции. Характерны обилие воды в виде рек и ручьев, гористый рельеф,
наличие ценного строительного материала (мрамора и известняка) и широкий ассортимент
древесно-кустарниковых и цветочных растений. Здесь произрастают различные виды сосен,
дубов, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный, гранат, маслина,
плодовые. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке, – буксус, лавр, мирт. Из цветоч-
ных: лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.
К I в. н. э. сформировались следующие типы садов.
Священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они име-
ли источник, небольшой храм, часовню или алтарь.
Городские общественные сады устраивались при общественных сооружениях (театрах,
термах) на площадях и были различных размеров. Сады с источниками или бассейнами име-
ли аллеи и оформлялись рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для
отдыха, украшались скульптурой.
Городские частновладельческие сады (Приложение, рис. А 7) были незначительны и
подчинялись планировке дома. В Древнем Риме сформировался атриумно-перистильный тип
жилого дома, в объеме которого находились внутренние дворы, окруженные колоннадой,
оформленные скульптурой, кустарниками, цветниками и снабженные водой (Приложение,
рис. 8). Размеры таких дворов были различны: 9×20 (в доме Веттиев), 28×22 (в доме Фавна).
Стены галерей, окружавших двор, были украшены росписями с изображением растительных
мотивов. Такие внутренние дворы получили название сада-перистиля.
Сады при виллах и дворцах имели различное назначениеот чисто хозяйственного до
увеселительного. Последние устраивались на террасированных склонах, украшались цвета-
ми, фонтанами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями. Террасы соеди-
нялись с помощью лестниц, однако, как и в Греции, лестницы еще не имели композиционно-
го значения. Элементы сада размещались случайно.
На примере этих объектов можно сделать вывод, что в садах Древнего Рима сформиро-
вались как отдельные приемыперголы, аллеи, фигурная стрижка, так и целые садовые ком-
позициисад-ксист и сад-ипподром.