Проектирование элементов благоустройства. Детские площадки. Площадки отдыха. Малые сады - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Навесы - это сооружения для кратковременного отдыха посетителей садово-
паркового объекта и их укрытия от солнца и дождя. Они размещаются в местах скопления
посетителей или у прогулочных дорожек, в местах ожидания общественного транспорта.
К ним относятся легкие навесы, зонты с использованием синтетических цветных пленок,
слоистого пластика, стеклошифера и других ярко окрашенных материалов. Все сооружения
должны быть оборудованы удобными скамьями, урнами и щитами с визуальной
информацией. Материал исполнения и цветовое решение, внешняя форма навесов должны
быть увязаны с окружающей средой. Для изготовления теневых навесов могут быть исполь-
зованы разнообразные материалы: металл, дерево, камень, железобетон, пластмассовые из-
делия, синтетические материалы.
Парковые (малые) павильоны круглогодичного или летнего типа предназначены
для обслуживания посетителей. К ним относятся летние кафе и буфеты, павильоны-
читальни, павильоны для настольных игр, игротеки с игровыми автоматами, цветочные па-
вильоны. Сооружаются павильоны по специальным проектам с применением строительных
материалов: металла, железобетона, полимеров, пластмасс, дерева и стекла. В лесопарковой
зоне павильоны строят из дерева по типу рубленой избы с резными складными частями, что
позволяет органично вписывать их в лесной пейзаж.
Киоски служат для оказания посетителям торговых и бытовых услуг. Предложена
единая модульная система изготовления киосков различного назначения, что позволяет
варьировать формой, назначением и единым энергии водоснабжением. В любом сочетании у
киосков должна быть оборудована хозяйственная площадка, задекорированная трельяжами,
для складирования тары. При оформлении киосков следует уделять большое внимание их
цвету, освещению и рекламным надписям.
Садовая мебель. Вазоны. Садовая мебель должна быть удобной, достаточно проч-
ной и легкой в использовании и при всём при этом соответствовать характеру самого сада.
Все элементы садовой мебели (скамьи, столы, стулья, кресла, тенты, зонты и т. д.) могут
быть стационарными и переносными. Для изготовления садовой мебели используют самые
различные материалы (чаще всего, дерево или пластик).
Вазоны один из видов цветочного оформления. Могут иметь простую (в виде контей-
нера) и сложную форму. Вазоны бывают стационарные и переносные. Изготавливаются из
дерева, металла, бетона, кирпича, пластика и т. д.
Каким бы ни был стиль сада, всегда возможно подобрать соответствующую ему ска-
мейку. Кованые, резные деревянные, в стиле модерн или хай-тек, простые деревенские,
встроенные в подпорную стенку, со спинкой и без, романтичные и строгие, разноцветные,
украшенные, пластмассовые, разнообразие их безгранично. Принципы устройства сидячих
мест в саду одинаковы. Скамейку необходимо защитить от прямых солнечных лучей, осо-
бенно в полдень. Тень от деревьев предпочтительнее сплошной тени от зданий. Зону отдыха
желательно оградить от преобладающих и северных ветров. Скамьи располагают спинкой к
стене или древесным и кустарниковым насаждениям.
Цветочные модули, или цветочницы, - это специальные устройства, которые пред-
назначены для
высаживания обильно цветущих, разнообразных по окраске цветочных расте-
ний. Они могут быть различной формы: квадратные, круглые, шестигранные, овальные.
Материалом для их изготовления служит дерево, керамика, белый бетон, каменные блоки,
пластмасса.
Цветочные модули могут быть изготовлены из цемента с гладкой или рельефной по-
верхностью внешних стенок белого или нескольких цветов (при добавлении в цемент гра-
нитной или мраморной крошки, гальки или клинкера). Для стандартных модулей-цветочниц
применяют облицовочный кирпич или природный камень в виде плиток с гладкой или «рва-
ной» поверхностью.
24
Цветочные модули можно ставить на любую твердую поверхность, создавая любые по
размеру и ассортименту растений модульные садики разной конфигурации и убирая их по
мере надобности.
Зеленые вазы - это специальные садово-парковые устройства из деревянного или
металлического каркаса, покрытого сначала металлической сеткой, а затем слоем почвы с
растущими коврово-черенковыми растениями. Зеленые вазы являются примером создания
необычного зеленого сооружения при регулярной планировке партеров и применимы при
реставрации исторических парков и садов. Их художественная ценность зависит от качества
предварительно приготовленного деревянного или металлического каркаса из мелкой метал-
лической сетки (ячейки размером 4x4 см) типа «Рабица». Такая сетка удерживает грунт (суг-
линок) и растительную землю и предохраняет их от размыва водой. В каждое ячеистое от-
верстие высаживают кустик коврово-черенкового растения методом «мозаика».
В одну вазу иногда высаживают 1—1,5 тыс. растений, которые подбирают по размеру,
окраске, виду для создания задуманного рисунка. Зеленые вазы требуют постоянного и
кро-
потливого ухода при эксплуатации необычной живой стенки.
Садовая скульптура. Малые архитектурные формы, представленные в виде
скульптур, можно подразделить на аллегорическую, символическую и жанровую. Аллегори-
ческая скульптура
выражает идею в иносказательном смысле, символическая - воплощает
идеи и чувства в виде символов, жанровая - характерные сценки из жизни, быта и нравов.
Жанровая скульптура находит применение чаще других видов скульптуры. Для правильного
размещения скульптуры надо знать, что в современных условиях существуют два масштаба
ее восприятия. Первый масштаб: восприятие скульптуры с большого расстояния, когда нель-
зя подойти и рассмотреть ее детали. Она рассматривается чаще всего в движении. Второй
масштаб: восприятие скульптуры в непосредственной близости, когда идущий или отды-
хающий человек может рассмотреть ее более детально. При втором масштабе восприятия
скульптура может быть проработана в подробностях.
Жанровая скульптура исполняется в виде барельефов на подпорных и декоративных
стенках, скульптурных изображений животных, иногда человека. Размер скульптуры должен
быть на 17-20 % больше или меньше человеческого роста, тогда скульптура смотрится дос-
таточно монументально. Постамент для фигур людей выбирается такой высоты, чтобы Вы не
смотрели на скульптуру сверху вниз. Голова изображаемого человека должна быть на уровне
или выше глаз прохожих.
Декоративная скульптура подчеркивает общее планировочное решение, она должна
быть композиционно увязана с окружающей средой. При этом планировка создается с
уче-
том размещения скульптуры.
Скульптура - произведение пластического искусства и неотъемлемый элемент архитек-
турного ансамбля. Она объединяет дом и территорию сада. Скульптурная композиция может
быть реалистичной - например, грибы вручную вытесанные из гранита, улитки, черепахи
или сказочные герои. Или абстрактной, декоративные ритмы и объемы которой вызывают
различные философские впечатления. Скульптуры персонажей живой природы тоже несут
тайный смысл: змея - символ мудрости, ящерица - вечности, времени и соединения различ-
ных стихий, черепаха - долголетия, а хамелеон - перевоплощения. Ну а парадную часть са-
да, парк с английским газоном, сквер перед общественным зданием дополнят благородные
скульптуры богинь, ангелочков, грациозных животных. Изящной законченной композицией
смотрится скульптура в арочном проеме, за перголой так, чтобы центральная ось проходила
сквозь арку и заканчивалась на каменном изваянии, обращая на себя взгляд. В современных
садах и парках используют абстрактные формы.
Скульптура всегда должна находиться в центре внимания и составлять единую компо-
зицию с остальными элементами сада. Декоративные фигурки, напротив, располагают среди
травы и цветов произвольно и максимально естественно.
25
Очень оригинально смотрится живая скульптура из стриженных растений. Даже от-
жившие свой век предметы могут придать саду дополнительную прелесть или способство-
вать в специально подобранных уголках созданию обстановки приятной неожиданности.
Монументальная и парковая скульптура. Скульптура является особым видом
оформления объектов ландшафтной архитектуры и органически участвует в их ансамблях
(памятники, бюсты Героев Советского Союза, героев-космонавтов, выдающихся ученых,
воинов и т. д.).
Монументальной скульптуре отводятся парадные места на объекте. Перед скульптурой
организуется свободное пространство для ее восприятия (в пределах угла зрения 25-27°),
равное двойной высоте скульптуры. При установке монумента учитывают его положение по
отношению к дневному освещению. Неправильное освещение искажает восприятие пласти-
ческого замысла.
Парковая скульптура является камерным элементом какого-либо участка парка
или сада. Лучшему восприятию парковой скульптуры способствует зеленый фон газонов,
деревьев и кустарников, пышный ковер цветущих растений. Такая скульптура устанавлива-
ется на газонах или подпорных стенках, в естественных условиях. Парковая скульптура
включает в себя, как правило, следующие конструктивные элементы:
• фундамент из железобетонных блоков;
• пьедестал;
• само скульптурное изображение.
Материал для скульптур и пьедестала выбирается долговечный и прочный: гранит,
бронза, чугун, алюминий, красная листовая медь, офактуренный бетон и т. д. Особенно гар-
монично сочетается деревянная скульптура, создаваемая на усыхающих от старости деревьях
или привезенных из других мест спиленных стволах, выполненная в духе старинного русско-
го фольклора.
Декоративные стенки служат для организации разнообразных
садово-парковых
территорий, сооружений, площадок, дорожек, водоемов, а также являются фоном для деко-
ративных элементов красочных композиций из цветов или кустарников. Поверхность их мо-
жет иметь фактуру из основного материала или заполняться тематическими изображениями
(вставками). Для их строительства применяют различные материалы: блоки естественного
камня для специальной декоративной кладки, облицовочный кирпич, декоративную штука-
турку с керамическими вставками.
Декоративная керамика - это специальный вид садово-паркового оформления, ко-
торый отличается своими декоративными качествами и является самостоятельным элемен-
том садово-паркового искусства. Керамика должна быть присуща только парковой среде и
иметь более крупные и массивные формы, чем керамика для украшения интерьера. Скульп-
турные керамические композиции, вазы, чаши, кувшины, горшки с их красно-охристым цве-
том великолепно смотрятся на зеленом фоне растительности, на невысоких каменных под-
порных и декоративных стенках, около цветников, на плиточных площадках и около не-
больших бассейнов.
Приствольные ограждения с решетками являются сооружениями, предохра-
няющими корневую систему деревьев, растущих в условиях твердых верхних покрытий до-
рожек и площадок, уличных магистралей и набережных водотоков. Ограждения с решетками
предохраняют от уплотнения верхний слой почвы вокруг дерева при интенсивном движении
пешеходов.
По краю решетки квадратной формы устанавливают гранитный или бетонный ограни-
чивающий поребрик высотой 100 мм над дорожным покрытием. Это устраняет заезд
машин
и механизмов в зимнее время, которые убирают снег или мусор. Ограждения и решетки де-
лают из чугуна и листов стали определенной формы.
Решетка состоит из двух или четырех половинок, которые укладывают на выровненное
основание
внутри лунки так, чтобы она легла заподлицо с ограничивающим поребриком.
26
Центральная ее часть выполнена в виде круглого широкого отверстия с большим запасом
для роста дерева и дальнейшего увеличения его ствола у корневой шейки.
Декоративные камни - это природные камни твердых пород, предназначенные для
усиления выразительности ландшафта естественным видом скальных обнажений и леднико-
вых отложений. Их размещают группами и одиночно в грунт, давая возможность прорастать
в промежутках между ними кустарнику и луговой цветущей траве. Камни должны быть
крупными, высотой от 1 м и более, красивые по сколу и одного и того же вида.
Округлые валуны можно использовать как одиночные вкрапления на фоне открытого
луга или на поворотах небольших по ширине дорожек. Одиночные резаные или грубо
обработанные камни, иногда с орнаментом или символическими знаками, ставят на перекре-
стках дорожек и около декоративной керамики.
Садово-парковая мебель и оборудование предназначены для обеспечения наиболее
комфортных условий пребывания посетителей в любых уголках паркового объекта и подраз-
деляются на следующие виды:
• оборудование общего пользования - скамьи, светильники, урны и т. д.;
• специализированное оборудование мест отдыха, детских площадок, спортивных со-
оружений, водных устройств, пляжей и т. д.;
• хозяйственное оборудование - будки-бытовки, мусорные контейнеры, лари и т. д.
Оборудование общего пользования. Скамьи служат для кратковременного (без
спинок) или длительного (со спинками) отдыха посетителей объекта. Они отличаются
боль-
шим разнообразием форм и изготавливаются из различных материалов (металла, бетона, де-
рева, пластмассы, дерева и камня).
Скамьи, как правило, делают:
• с одним пролетом длиной 1,2-2 м;
• с двумя пролетами длиной 3,2-4 м.
Высота скамей для взрослых - 40 см. Плотность расстановки скамей - 30-60 шт. на
1 га территории сада или парка.
Из камня скамьи получаются жесткими и холодными. Их устанавливают стационарно
на специальном фундаменте, что затрудняет современный процесс восстановительных работ
при капитальном ремонте окружающей территории.
Металл применяют только для изготовления элементов крепления отдельных узлов
скамей. Так, из чугуна выполняют ножки, украшенные орнаментом.
Бетон, как и камень, - долговечный материал, весьма доступный для изготовления
скамей. В чистом виде бетонные скамьи холодны, неудобны для сидения, ломки по краям и
имеют очень непривлекательный внешний вид, хотя применяются добавки разных
красителей.
Пластмасса - чрезвычайно перспективный материал, из которого можно получить лег-
кие, достаточно прочные, различной формы и окраски скамьи.
Дерево является наиболее доступным материалом, легко обрабатывается и обладает
высокой теплопроводностью. При антисептировании и сушке дерево может эксплуатиро-
ваться длительное время и, самое главное, оно легко заменяется при поломке.
Скамьи общего пользования изготавливают, сочетая разные материалы:
для ножек или опор применяют камень, гранит, известняк, песчаник, мрамор, габбро,
базальт, кирпич (клинкерный или облицовочный), бетон (простой и цветной), металл,
чугун;
для сидений и спинок используют дерево (брус, полубрус, плоские доски или специ-
альные рейки).
Для спинок и сидений рекомендуется применять деревянные рейки с округлыми верх-
ними кромками и выпуклой поверхностью, что способствует быстрому сбросу атмосферных
осадков с реек и высушиванию поверхности спинок и сидений.
27
Форма скамей и их цвет имеют большое значение. Добротно выполненные, с красивым
силуэтом, окрашенные в спокойные приятные тона скамьи гармонично сочетаются с окру-
жающим пейзажем. Окрашивать скамьи лучше всего в легкие цветовые тона кремового, зе-
леноватого или бежевого оттенка с матовой поверхностью. Деревянные части с красивой
фактурой древесины можно пропитывать горячей олифой и покрывать водостойким лаком,
металлические - серой, темно-серой или темной масляной краской. Чисто белые и черные
тона применять не рекомендуется.
В пригородных лесопарковых зонах скамьи делают из древесины.
Сиденья изготавливают из целых древесных стволов, уложенных на спилы. Для таких
скамей используют стволы изогнутой формы, так как они легче вписываются в изгиб лесных
дорожек. Деревянные опоры устанавливают в грунт с крестовиной на конце, чтобы они не
деформировались от мороза.
Для переносных скамей опорой служат специальные ножки, изготовленные из металла,
чугуна, дерева, дюралюминия и пластмассы. Скамьи должны быть расположены в достаточ-
ном количестве для взрослых и детей, как в тени, так и на солнце. Скамьи желательно ста-
вить у зеленых насаждений так, чтобы матери могли наблюдать за игрой детей. Рекоменду-
ется всю игровую площадку окружить скамьями.
Для детских площадок лучше применять стационарные или тяжелые скамьи, чтобы де-
ти не смогли их передвигать.
Столики для игр делают из стальных труб, дерева или бетона.
Урны - это специальные емкости, предназначенные для сбора и кратковременного
хранения случайного бытового мусора в целях обеспечения чистоты территории и соблюде-
ния санитарно-гигиенических требований. Урна должна быть малозаметной и небольшой
(высотой - до 80 см при ширине не
более 50 см), состоять из двух частей: оболочки и выни-
маемого мусоросборника. Оболочку изготавливают из бетона с
простой или орнаментной
поверхностью, дерева, металла, асбестоцемента, керамики, дюралюминия.
Мусоросборник изготавливают из нержавеющего металла в виде контейнера, имею-
щего форму оболочки, с приспособлением для его извлечения из оболочки. Урны могут
быть:
• стационарные на опорах, установленных с бетонным фундаментом-стаканом;
прикрепляемые к стене здания или сооружения;
• свободно стоящие на грунте.
Расставляют урны по кромкам дорожек и площадок на расстоянии не менее 0,8 м от
скамей, в зоне торговых киосков. Окрашивают урны в нейтральные цвета, сочетающиеся с
зелеными насаждениями.
Средства наглядной информации служат для ориентирования посетителей в сложной
парковой ситуации. Они имеют вид ясных и простых графических схем, указателей, симво-
лов, общепринятых знаков и обозначений. Средства наглядной информации помогают посе-
тителям разобраться в многочисленной, разветвленной дорожно-тропиночной сети и попасть
в интересующее их место, здание и сооружение, а также узнать правила поведения в парке.
Устанавливается укрупненная схема парка с нанесенными на нее основными объектами и
сооружениями, которые и будут ориентирами при движении, а также многочисленные указа-
тели с четкими надписями или символами, знаками и обозначениями.
Специализированное оборудование. Оно предназначено для длительного отдыха
посетителей и занятий на открытом воздухе. Его устанавливают как стационарно, на фунда-
ментах и опорах, так и на покрытия с возможностью переноса на другое место. Выбор вида,
формы, размера материалов зависит от характера использования оборудования и возрастной
категории посетителей.
Цветовая гамма - яркая и разнообразная.
К спортивным площадкам относятся: футбольное поле,
площадки для волейбола, бас-
кетбола, тенниса,
городков, занятий гимнастикой.
28
Оборудование мест отдыха включает в себя специальную садово-парковую мебель:
стулья, кресла, качалки и др. Для настольных игр (шахматы, шашки, домино и др.) устанав-
ливают специальные столы с водоотталкивающей поверхностью и изображенной на ней
шахматной доской, а также столы, выполненные в комплекте со скамьями.
Детское оборудование устанавливают на специально отведенной для детей площадке.
Окраска оборудования предпочтительна яркая, броская. Существует большой выбор
оборудования для игр, упражнений и развлечений, развивающих у детей ловкость, сообрази-
тельность и другие полезные качества. Оборудование рассредоточивают по всей площадке с
чередованием смены нагрузок на разные части организма
Хозяйственное оборудование. Оно необходимо для кратковременного отдыха
рабочих-озеленителей и принятия ими пищи, хранения ручного инструмента и собранного
мусора.
Будки-бытовки изготавливают промышленным способом площадью 10-15 м .
Мусорные контейнеры заводского изготовления устанавливают на хозяйственной пло-
щадке паркового объекта для сбора и временного хранения накопленного в урнах бытового
мусора. Они приспособлены для погрузки, разгрузки и перевозки автомашинами-
мусоровозами.
2.1. Малые архитектурные формы и визуальная коммуникация
Ландшафтная архитектура - архитектура открытых пространств, в организации кото-
рых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустрой-
ства. Это обусловлено тем, что жизнь всего общества, отдельных социальных групп и каждо-
го человека складывается из многообразных процессов труда и досуга, которые предопреде-
ляют требования к комплексной архитектурной (функциональной, материальной, компози-
ционной) организации не только пространств внутри зданий и сооружений, но и среды вне
их - пространств под открытым небом.
Рост социальной значимости ландшафтной архитектуры подтверждается развитием ее
целей. Сегодня они состоят не только в развитии садов и парков или озеленений населенных
мест, но и в решении более широкого круга задач: от участия в комплексной пространствен-
ной организации крупных регионов, охране и формировании ландшафтов городов, сел и
межселенных территорий до архитектурно-ландшафтной организации жилых, производст-
венных, рекреационных образований, эстетической проработки деталей среды повседневно-
го пребывания человека под открытым небом.
Стремление человека к природе, к естественным ландшафтам является его биологиче-
ской и эстетической потребностью. Современные темпы урбанизации не исключают ее удов-
летворения, но при недостаточной регуляции деятельности людей таят в себе большую опас-
ность для ландшафтов. Основная цель - найти компромисс между необходимостью исполь-
зовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их.
Средства ландшафтного дизайна служат для оформления как открытых, так и закрытых
ландшафтных пространств. Они могут размещаться в различных интерьерах и экстерьерах.
Наиболее распространенным элементом являются малые архитектурные формы. Они
чрезвычайно разработаны по функциональному назначению и пространственным характери-
стикам, обладают эргономическими параметрами и должны соответствовать каждой из
возрастных групп людей и учитывать специфику, связанную с их функциональным назначе-
нием. Как объекты вариабельного и типового проектирования они обеспечивают разнообра-
зие решений и выявляют наиболее ярко архитектурный облик среды, подчеркивая ее
индивидуальность.
В настоящее время в связи с развитием малого бизнеса и предпринимательства на ули-
цах городов появилось большое количество малых архитектурных форм: небольших кафе,
29
киосков, транспортных остановок с низкими эстетическими характеристиками. Они выпол-
нены из самых разнообразных материалов: металла, пластика, фанеры и т. д., не учитывают
характер окружения, где размещаются, создают ощущение хаоса, нарушая целостность архи-
тектурной среды улиц и площадей. Для устранения существующих недостатков необходима
разработка целенаправленной программы на уровне города или района по ландшафтному
формированию городской среды. Необходимы также методические разработки для практи-
ческого использования по формированию визуальной коммуникации и малых архитектур-
ных форм в городской среде.
Особое внимание следует уделять малым архитектурным формам и рекреационному
оборудованию. Малые архитектурные формы (МАФ) - небольшие по масштабу сооружения
и устройства сезонного и круглогодичного использования (стационарные или трансформи-
руемые), предназначенные для обслуживания человека в урбанизированной и природной
среде. МАФ имеют, как правило, утилитарное и художественно-декоративное назначение, а
некоторые только декоративное. К числу сооружений утилитарного характера можно
отне-
сти: торговые и справочные киоски, всякого рода автоматы (телефонные, газетные),
беседки,
павильоны у остановок транспорта, затеняющие конструкции (трельяжи, перголы, навесы),
скамьи и т. д. В числе сооружений архитектурно-художественного назначения следует на-
звать опоры для вьющихся растений, цветочницы, шпалеры, трельяжи, софиты, фонтаны,
разбрызгивающие стенки и т. д.
Номенклатура МАФ и рекреационного оборудования определяется с учетом функцио-
нального назначения ландшафтного
объекта. Следует понимать, что размещение МАФ
должно быть непосредственно связано с функциональным зонированием и архитектурно-
планировочным решением участка. Необходимо соблюдать требования стилевого единства
для размещения МАФ в различных типах среды. МАФ следует размещать в соответствии со
степенью их композиционной активности, с учетом законов композиции.
В формировании ландшафтных объектов широко применяется мебель для отдыха: раз-
личные типы скамеек, пергол, теневых навесов, беседок, урн. Каждую малую форму следует
использовать только в соответствии с той функцией, для использования которой она предна-
значена. Они имеют преимущественно функциональное назначение, но также оказывают
существенное влияние на пространственную организацию любой территории. Например, от
формы, размера и цвета скамеек, а также от того, как они будут размещены в сочетании с
растительностью, рельефом, пешеходными аллеями и площадками, во многом зависят усло-
вия отдыха людей и эстетический облик данной территории.
Основным требованием при создании малых архитектурных форм является их ком-
плексное проектирование и применение с использованием
модульных элементов. Основная
задача проектирования МАФ - достижение стилевой общности с
помощью единых формо-
образующих элементов, минимальным количеством видов применяемых строительных
материалов.
При размещении МАФ на территории малых садов следует помнить, что в создании
гармоничной среды обитания человека все же главная роль должна принадлежать массивам
зелени, отдельным декоративным группам деревьям, водным поверхностям,
геопластике
рельефа. При создании любых ландшафтных композиций нежелательно собирать на одной
территории несколько разнообразных малых форм с острохарактерной, но резко отличной
друг от друга формой (например: несколько скамей разной формы и конструкции и т. д.).
В дальнейшем необходимо совершенствование номенклатуры МАФ с учетом их функ-
ций, конструктивных решений и условий индустриального изготовления.
Наряду с малыми архитектурными формами, большое значение в информировании от-
крытых городских пространств имеет визуальная коммуникация. В современных усло-
виях поток информации, более 80 % которой человек воспринимает через органы зрения,
значительно возрос. На человека в конце 20 - начале 21 вв. обрушился визуальный хаос, ему
всё сложней ориентироваться на улицах, в парках, а также в интерьерах общественных зда-
30
ний. Большое значение в устранении этих недостатков выполняют средства визуальной
коммуникации.
Визуальная коммуникация представляет собой четкую систему преимущественно гра-
фических изображении, ориентирующих человека в архитектурной среде и направляющих
его деятельность по заранее подготовленной программе. Она играет существенную органи-
зующую роль в деятельности человека, а кроме того, приобретает все более важное эстети-
ческое значение в формировании внешнего облика города.
Архитектурно-ландшафтное пространство, заключенное в определённой форме, обла-
дает важным свойством ориентации и направленности, динамики своего развития. Ориента-
ция связана с физиологической приспособляемостью человека к гравитации, его положением
в физическом пространстве и определёнными понятиями: низ, верх, впереди, сзади, сбоку,
справа, слева и т. д. Пространство может быть хаотичным и организованным. Хаотичное
пространство - результат спонтанного формирования и непрофессионального подхода.
Основой упорядоченности, организованности архитектурной среды, архитектурного про-
странства является, прежде всего, создание четкой системы визуальной ориентации, выявле-
ние архитектурными средствами его функционального назначения.
Для решения вопросов пространственной ориентации в архитектурно-ландшафтной
среде размещаются: указатели, вывески, пиктограммы, табло, таблички, указатели-схемы,
плакаты, щиты, афишные тумбы, витрины и др. Большое значение в формировании образа
архитектурной среды имеют рекламно-осветительные установки, многоцветные с постоян-
ным и прерывистым освещением, статичные и динамичные.
Номенклатура средств визуальной коммуникации достаточно разнообразна, но её нуж-
но решать на профессиональном уровне с соблюдением целого ряда принципов проектиро-
вания. Система визуальной коммуникации, прежде всего, должна обладать стилевым единст-
вом, она должна строиться на использовании вполне определённых художественных приё-
мов. Чем строже ограничено количество используемых средств и приёмов, тем определённее
стилевое единство системы.
К числу
признаков стилевого единства системы следует отнести:
• манеру исполнения элемента (контур, штрих, силуэт, наклон изображения и пр.);
художественное единство и композиционное равновесие употребляемых элементов;
• цвет как определённый элемент информации и кодирования, принятый в данной сис-
теме модуль;
размер и форма используемых знаков и элементов их крепления;
• вариантность воспроизведения изображения с учётом конкретных особенностей сре-
ды;
• технология воспроизведения элементов и др.
При формировании ландшафтно-реакционных территории используются средства ви-
зуальной коммуникации в зависимости от функционального назначения каждой из зон
ландшафтного объекта. Обширная территория парков различного функционального назначе-
ния со сложной разветвлённой сетью аллей, дорожек и площадок создаёт трудные условия
ориентации посетителей. Для того чтобы улучшить условия ориентации в ландшафтной сре-
де, применяют средства визуальной коммуникации.
Так, например, у входа в парк размещают на щитах схемы его территории с чётким
обозначением её структурных и планировочных элементов, на ней наглядно показывают ос-
новные объекты парка с удобочитаемыми с отдалённого расстояния знаками, щитами и по-
ясняющими надписями. С помощью продуманной системы визуальной коммуникации посе-
титель без особого труда может найти любую часть парка, которая нужна ему для посеще-
ния. Образное и конструктивное решение указателей должно быть гармонично связано с
природной средой по масштабу, пропорциям, ритму и цвету, органично включаться в парко-
вую среду.
31